Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой смысл подробно изучать теорему Виета в школе?

Я не ханжа и не из тех, кто спрашивает "зачем детям вся эта тригонометрия с логарифмами". Разумеется, математика в целом нужна, интересна и полезна. Но конкретно теорема Виета меня смущает. Нет, я совсем не против, чтобы школьники научились доказывать её при необходимости. Однако есть ли смысл запоминать теорему наизусть и тем более как-то использовать её?
Для чего вообще нужна теорема Виета? В меру моего понимания, с её помощью можно угадать корни квадратного уравнения в некоторых простых случаях. Но зачем эти корни угадывать (тратя время и рискуя в конце концов не угадать), если имеется однозначная формула, позволяющая получить оба корня? Конечно, эта формула не так проста для запоминания (должен ли школьник её запоминать - отдельный вопрос, но факт в том, что формула есть). Но она всегда гарантированно даёт результат. Школьника же вынуждают учить и общую формулу, и теорему Виета, которая в большинстве практически важных случаев не поможет решить уравнение никак.
Почему в большинстве? Мне приходилось в жизни решать множество квадратных уравнений (я преподаватель в университете), и ни разу не было случая, чтобы теорема Виета могла бы оказаться при этом полезной. Потому просто, что в реальной жизни корни попросту не целочислены (или вовсе представляют собой некие буквенные параметры). Соответственно саму теорему я обычно даже не помню и не вспоминаю о ней, хотя, разумеется, при необходимости (если бы она была) способен её вывести за несколько секунд в уме.
Конечно, остаётся вариант "теорема полезна для проверки полученного решения". Но опять-таки, полученное решение проще проверить, пересчитав по исходной формуле, нежели запоминать ещё два дополнительных уравнения и проверять по одному из них.
Вопрос возник потому, что ребёнок в школе, наконец, дошёл до этой теоремы. Насколько будет педагогичным сказать ему: "Выучи, потому что от тебя этого требуют, и попробуй применять для тех искусственных примеров, что даёт учебник; после этого можешь спокойно забыть и пользоваться основной формулой"? :)
ОбразованиеМатематика+3
El Selenita
  ·   · 6,2 K
МГТУ им. Баумана, доцент, репетитор.  · 28 нояб 2021
Я бы многое выкинула из школьного курса, но не теорему Виета!
В реальной школьной жизни она нужна постоянно, прежде всего для проверки полученных корней!
По моему опыту самые частые (и самые обидные) вычислительные ошибки на ОГЭ-ЕГЭ случаются как раз при нахождении корней квадратного уравнения. Это, с одной стороны, рутинная процедура, а, с другой, вычислительно довольно сложная. Несколько секунд занимает проверить полученные корни по теореме Виета, а результат ошеломляющий.
Ну и очень часто именно на экзаменах корни целые, и легко находятся по теореме Виета. Это значительно экономит время, которого на ЕГЭ, например, катастрофически не хватает, если вы претендуете на высокие баллы.
Ну и если будете браться за более сложные задачи, например, параметр, то без Виета не обойтись.
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 25 нояб 2021
Этими формулами удобно пользоваться для проверки правильности нахождения корней многочлена, а также для составления многочлена по заданным корням. Обратная задача нахождения полинома по его корням встречается в науке и технике... Читать далее
1 эксперт согласен
А ещё теорема Виета позволяет в простых случаях угадать корни квадратного уравнения без вычисления дискриминанта... Читать дальше
Openstack DevOps and IBM/Informix Certified DBA...  · 25 нояб 2021
Теорема Виета в общем виде верна для уравнений с постоянными коэффициентами любой степени "n". Достаточно часто задачи ЕГЭ или Олимпиад начинаются с подбора целого делителя у свободного члена за которым следует деление по схеме... Читать далее
1 эксперт согласен
Астрономия, криптография  · 26 нояб 2021
Смысл: математическое обоснование методов решения, как квадратных уравнений, так и уравнений более высокой степени. Конечно, можно зазубрить формулы: квадратного уравнения, Кардано и т.п., и тупо доказать их тупой подстановкой... Читать далее
Математик-теоретик, занимаюсь исследованиями в...  · 26 нояб 2021
Теорема Виета широко используется для решения школьных задач, зависящих от параметра (предпоследняя задача из ЕГЭ). На практике при исследовании расположения корней многочленов высоких степеней бывает важно доказать... Читать далее
Увлекаюсь естественными науками и математикой...  · 25 нояб 2021
В школе как таковые формулы Виета вообще не изучают, а изучают только использование одного из простых частных случаев, то же верно и в отношении дискриминанта. Формулы Виета очень важны, но в школьной программе просто не даются... Читать далее
младший научный сотрудник ФТИ им. Иоффе  · 25 нояб 2021  ·
astropolytech
Вы совершенно правы, что теорема Виета совершенно не нужна для нахождения корней уравнения. В реальных физических задачах вообще целых коэффициентов в принципе не бывает. Но само по себе такое угадывание - довольно неплохая... Читать далее
астрофизическое образованиеПерейти на vk.com/astropolytech
3 эксперта согласны
След, детерминант и все остальные матричные инварианты)
По образованию физик и математик (МФТИ)....  · 28 нояб 2021
Далась Вам именно теорема Виета? Она несложная и много времени не отнимает. Это не "Война и Мир", которую только прочитать кучу времени занимает
когда-то изучал математику.  · 5 дек 2021
Смею Вас заверить, что подробно теорема Виета в школе не изучается: в обычной школе присутствует лишь частный случай, относящийся к квадратным многочленам. Между тем, в ряде случаев оказывается достаточным не находить корни... Читать далее
1 эксперт согласен
Кандидат физ.-мат. наук, делаю Яндекс, увлекаюсь...  · 25 нояб 2021
Самое полезное в ней не её применение, а её доказательство. По-моему, для будущего технаря очень полезное упражнение умножить (x-a)*(x-b), раскрыть скобки и немного помедитировать над левой и правой частями: что это за a и b... Читать далее
3 эксперта согласны
Действительно, теорема Виета -- не только инструмент для решения задач, но еще и путь к более глубокому пониманию предмета.