Судя по обложке вопроса - углядел баллисту и катапульту - в вопросе имеются в виду осадные машины Древнего мира или раннего Средневековья, то есть, до повсеместного внедрения в армиях огнестрельного оружия. Набор осадных орудий этого времени может быть разделен на три класса:
- метательные (катапульта, баллиста, требушет);
- ударные (таран и прочие стенобитные машины с ручным приводом);
- штурмовые (лестницы и башни).
Для их изготовления достаточно знаний простых машин, известных еще в Древнем Египте (ну, Архимед, конечно, тоже постарался): винт, клин, блок, рычаг и простейших видов храпового механизма для фиксации.
Все эти занимательные штуковины дети изучают в курсе физики в первом полугодии 10-го класса.
Задачи на баллистику (тело брошено под углом к горизонту), клин (тело скользит по/лежит на наклонной плоскости), блок и рычаг будут появляться в ЕГЭ по физике ВСЕГДА.
То есть, ученик, сдавший ЕГЭ по физике на высокий балл, в Древнем Риме мог бы претендовать, если не на должность самого
префекта фабров (1611), то хотя бы на должность одного из его заместителей.
По собственному опыту преподавания хочу предложить темник задач, вызывающих интерес (ну, или трудности) на эту тему.
Баллистика:
- долетит или не долетит/стрельба из окопа или с высоты:
- поражение цели по навесной или по настильной траектории.
Таран:
- масса и длина тарана и длина его подвеса;
- как быстрее добиться слаженности команды для достижения резонанса;
Лестницы и башни:
- под каким углом нужно ставить штурмовые лестницы, и сколько человек должны на них взбираться одновременно для предотвращения опрокидования;
- куда лучше валить штурмовую башню: на стену или от стены;
Катапульта:
- условия неопрокидывания при выстреле.