Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Среди учителей, в том числе хороших, встречается мнение, что геометрию из общей школьной программы стоит убрать. А вы как считаете?

МатематикаШкола+3
Давид Кац
  ·   · 40,6 K
кандидат физико-математических наук, математик, ис...  · 1 июл 2021  · novikovlabs.ru

Я как всегда влезу со своим "особым" мнением.

1) Никуда геометрию убирать не нужно,

2) однако формат преподавания, в котором она существует логически стройный только с точки зрения самой математики. С точки зрения преподавания и изучения - это телега поставленная впереди лошади.

К сожалению, есть такой грешок за многими математиками, что изучение предмета стремятся поставить на "логическое основание" и начинать с "элементарного" знания, хотя это "элементарное" может быть на порядок сложнее продвинутого в своих применениях.

Точно такие же бывают любители завернуть статистику в аппарат теории вероятности настолько сильно, что простое вычисление среднего значения у них превращается в перемножение преобразований Фурье.

Всему свое время, как говориться. И прежде чем объяснять "почему" что-то работает простому человеку нужно сначала показать примеры "как" это работает и чем может быть полезно.

Задача преподавателя и образовательного процесса - это создание мотивации для ученика и предложение понятное ученику траектории развития.

----------------------------------------------------------------------------------------

Сегодня геометрия в школе преподается примерно так, как если бы физику предлагали бы изучать как следствие фундаментальных взаимодействий в рамках физики элементарных частиц.

Почему-то физику начинают изучать с закона Архимеда, рычагов, наклонных плоскостей, трения и подвижных и неподвижных блоков. Вещей, которые можно пощупать и почувствовать при совершении обыкновенной физической работы.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Моё мнение такое - самое отвратительное, это то, что в 7 классе геометрия начинается с доказательств теорем, выводимых из аксиом. То есть начинают с темы к которой школьники принципиально были не готовы. Я к.ф.м.н., мои родители - математики, но я в 7 классе вообще не был готов к тому, что такое геометрия и что вообще от меня хотят. Я концептуально не был готов воспринять все эти аксиомы. В особенности не готов был воспринять какую-то криво изложенную теорию меры с переходами к пределу по вписанным и описанным n-угольникам.

Поэтому моё видение как должно быть:

в 7-9 классе в геометрии сформулировать блок прикладных геометрических (и планиметрических, и стереометрических) задач, нацеленных на вычисления.

в 7-9 классе обходить доказательства теорем - базироваться в основном только на применении тут же прикрепленных к задаче утверждений.

(имеется в виду, что формулируется задача, к ней прилагаются теоремы из разряда "вам могут пригодиться следующие факты"). Научить пользоваться теоремами.

А вот в 10-11 классе плотно заняться уже не вычислительной, а доказательной геометрией. Можно вот как раз уже рассматривать и аксиоматику, и выводимые теоремы.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Почему так? Потому что человеку намного проще придать строгости набору фактов, с которым он уже имел дело, чем сначала строить абстрактную структуру, а потом туда пытаться поместить факты.

Я бы в общем-то утверждал, что это логическая последовательность в которой, собственно, и развивалась геометрия. И если человечество прошло длинный путь решения задач до того как сформулировать аксиоматику - вероятно, этот путь проще для восприятия.

Никто же не начинает изучать таблицу умножения с изучения аксиоматики Пеано в I классе? Почему вы решили, что изучение аксиоматики Евклида прежде решения задач - это хорошая идея?

2 эксперта согласны
Интересная и хорошо аргументированная точка зрения
Технический писатель, бизнес-аналитик...  · 12 февр 2021
Озвучу свое личное мнение. Геометрия, на первый взгляд, не каждому может пригодиться в жизни. ОДНАКО: те принципы, которые применяются при решении задач по геометрии - это прежде всего логика и последовательность рассуждений, а... Читать далее
1 эксперт согласен
Учитель русского языка и математики для учащихся...  · 3 июн 2021
Любила всю математику, но геометрию просто обожала. Она прекрасна! Это и пространственое воображение, и логическое мышление, и глазомер, и практическое применение в жизни(зачастую), и аккуратность, точность в чертежах. Наконец... Читать далее
Учитель русского языка и математики 1-9 классы Перейти на facebook.com/profile.php
1 эксперт согласен
Полностью согласна. Тоже любила геометрию. К тому же не знаешь, что и когда пригодится. Я не швея, но на днях... Читать дальше
Игровая математика от Жени Кац  · 27 апр 2021  · мышематика.рф
Я бы добавила, наоборот, больше практических занятий по геометрии, причём и для начальной школы, и для средней. Много практики и экспериментов, из которой дети могли бы сами сделать выводы. Вырезать свой танграм, например. Или... Читать далее
Женя Кац, игровой педагог, автор методики "Мышематика"Перейти на мышематика.рф
1 эксперт согласен
Меня зовут Евгений. Мне 62 года. Занимался...  · 30 авг 2021
Ни в коем случае! Геометрия - это самый перспективный аспект математики. Именно в нашем "случайно" трёхмерном мире рождаются универсальные модели самых абстрактных алгебраических идей. Наоборот, необходимо ввести материалы на... Читать далее
Интересующие темы: история математики, история хри...  · 28 окт 2021
Я, наоборот, за реевклидизацию математического образования и, в том числе, за усиление преподавания именно и конкретно геометрии. Уже в школе, ещё до поступления в ВУЗ, мне школьный курс помогал ориентировация в так наболевшем... Читать далее
А почему, интересно, вообще мнение о том, что геометрию стоит убрать, встречается?
младший научный сотрудник ФТИ им. Иоффе  · 12 февр 2021  ·
astropolytech

Первый раз слышу такое мнение, особенно от учителей. Особенно от хороших. Ну с таким подходом, вообще всю школьную программу, начиная с пятого класса нужно убрать. Считать, писать научили, а остальное - не пригодится.

астрофизическое образованиеПерейти на vk.com/astropolytech
1 эксперт согласен
Кстати, моему деду с 4-мя классами образования тригонометрия пригодилась-таки в армии: он был артиллеристом... Читать дальше
Первый
Меня зовут Владимир. Работаю в строительной...  · 1 июл 2021

Я полагаю, что так могут говорить учителя, которые не преподают геометрию, и люди, которые не любят эту науку.
Сервис требует длинного, развёрнутого ответа. Жаль, что не ответить коротко.

Олег Краюшкин. Инженер, графоман, педагог...  · 7 сент 2021
Попробуйте убрать геометрию из школьной программы и через 11 - 15 лет в страну придется завозить инженеров, как механиков, так и строителей, не говоря уже о конструкторах, которые станут просто уникальными. Мне интересно, какой... Читать далее
Ни в коем случае!!! Уже убрали из сетки ЧЕРЧЕНИЕ... И что? Простым карандашом , элементарно, работать не могут. Не... Читать дальше
Амбициозный абитуриент  · 28 мая 2021
Несомненно, знания теоремы Фалеса и способов нахождения биссектрисы вам, скорее всего, не пригодятся. Но, прежде всего, геометрия учит логичному построению рассуждений, умению доказать или же опровергнуть какое либо... Читать далее

Согласна. А вы любили геометрию в школе?