Сегодня онлайн-репутация оказывает прямое влияние на прибыль компании, создание личного бренда и конверсию лидов в клиентов. Рабочим инструментом для создания имиджа в интернете в 2021–2022 годах выступают отзывы клиентов о продукте или услуге.
Проведённые исследования привели к следующему выводу;
- около 92% пользователей перед покупкой товара или обращением в компанию читают отзывы;
- 40% клиентов принимают решение на основе первых 3 отзывов;
- все бренды с низкими оценками в интернете (1–3 звезды) теряют 96% клиентов.
Существует 2 взаимосвязанных варианта управления репутацией в интернете.
Инструменты для комплексного управления репутацией в интернете:
- Сайты и аккаунты в социальных сетях.
Люди хотят знать, у кого покупают. За информацией о бренде или товаре, они идут на сайты и в аккаунты социальных сетей, поэтому важно, чтобы все площадки были «живые» и с уникальным контентом. При таких условиях сайты выдаются в ТОП поисковой выдачи, а группы в соц.сетях вызывают доверие.
2. Площадки для размещения отзывов (карты, отзовики и т. п.).
Я собрала коллекцию ссылок на сайты-отзовики․ Они пригодятся при экспресс-проверке репутации компании и для дальнейшего управления репутацией․ На этих площадках может быть найден как негатив, так и позитив для его вытеснения в ходе SERM-мероприятий․ Эти площадки можно использовать в крауд-маркетинге при формировании поисковой выдачи․ На многих из них стоит как минимум зарегистрироваться :
Чек-лист площадок для SERMЕсли у вас оффлайн-бизнес, то отзывы на картах и специальных площадках для отзывов будут привлекать клиентов. При запросе «{название компании} отзывы» выходят именно эти сервисы, а видя положительную репутацию в ТОП выдаче, человек с большей вероятностью отдаст предпочтение именно вам. Поэтому это очень важно работать с отзывами и репутацией.
- Тематические форумы для обсуждения.
Актуально для онлайн-компаний или брендов. На тематических площадках (информационные порталы, форумы, блоги, соц.сети) потенциальные лиды могут видеть ваши услуги и отзывы бывших клиентов.
Online Reputation Management строится на алгоритме действий, выполнять которые нужно комплексно и систематически:
- анализ информации в интернете о компании, бренде, личности, товаре;
- работа с негативом (ответы на отзывы, выявление причин отрицательных оценок и их устранение);
- публикация положительных отзывов и обзоров на вышеперечисленных площадках;
- чистка негативной информации из ТОП выдачи (инструменты SERM);
- повтор плана.
Инструменты SERM (управление репутации поисковых систем)
Стратегия SERM — это вытеснение негативной информации из ТОП поисковой выдачи и продвижение позитивных оценок о компании в Сети. Это делается для того, чтобы клиент, в результате поиска отзывов о вас, увидел на первых страницах только положительные и нейтральные комментарии.
Чтобы достичь этой цели, используются следующие инструменты SERM:
- Контентный и скрытый маркетинг.
Здесь используется завуалированная ненавязчивая реклама в формате видео или текста, которая напрямую не продает. Клиент не подозревает, что ему что-то рекламируют, но подсознательно у него остается положительное впечатление о компании, бренде или товаре.
- SMM и развитие личных сайтов.
Для этого создаются страницы в социальных сетях и личные сайты. Есть несколько правил в ведении этих площадок в рамках SERM: весь контент должен быть уникален, полезен и публиковаться с определенной периодичностью. Например, каждый день или несколько раз в неделю в конкретное время. В социальных сетях нужны посты, а на личных сайтах можно вести блоги для привлечения трафика. Далее по статье будет отдельный подробный пункт об инструменте.
- Использование сторонних площадок для отзывов.
На просторах интернета есть официальные популярные площадки для размещения отзывов. Например, Отзовики, Яндекс карты, 2ГИС, Zoon и т. п. Они подходят как для онлайн, так и для оффлайн-бизнеса.
Чтобы SERM дал результат, нужно не только размещать отзывы, но и отвечать на них от имени компании. Клиенты должны знать, что их услышали, иначе недовольный человек может продолжить нагнетать волну негатива на других площадках и ресурсах.
Все инструменты SERM применяются на основе обратной связи от клиентов, поэтому, чтобы впустую не тратить выделенный бюджет, нужны следующие действия:
- тщательный анализ ТОП выдачи;
- грамотное позиционирование компании, бренда, личности, товара;
- официальные ответы от имени компании на вопросы и отзывы клиентов;
- изменение негативных оценок на положительные (удаление или их «выдавливание» вниз);
- создание и увеличение объемов положительных оценок;
- повтор плана.
Это крайне важно!
Отрицательные отзывы и обзоры — это лишь симптомы проблемы. ORM и SERM дадут наиболее истинные результаты после искоренения причины негатива, а не из-за его перекрытия искусственными оценками и отзывами.
Даже если ваши специалисты отработают весь негатив в доступных площадках, то со временем он вернется от новых недовольных клиентов. Поэтому решайте свои внутренние проблемы сначала в компании, а затем в сети интернета.
Актуальные тенденции в SERM на 2021-2022 год
ORM и SERM — это относительно новые бизнес-инструменты в России. Применяя их, вы сможете выделиться в своей нише и получить больше заинтересованных лидов.
Скрытый маркетинг
Скрытый маркетинг — это ненавязчивая реклама. Она не кричит «купи», а аккуратно намекает, что покупать нужно именно у вас. Скрытый маркетинг — сложное направление, применяемое в рамках ORM и SERM, которое завуалированно вкладывает в подсознание целевой аудитории (ЦА) правильное отношение к бренду. Такой подход к рекламе делает клиента более лояльным, потому что ему кажется, что он сам сделал выбор в вашу пользу.
Хорошим примером служит компания Coca-Cola и ее новогодняя реклама. В ней не призывают покупать продукцию бренда, а лишь ненавязчиво намекают, что Новый год невозможен без их напитка. В результате в глазах многих людей компания действительно стала символом праздника.
Завуалированную рекламу можно запускать на всех доступных площадках. Основное воздействие ведется через скрытое убеждение ЦА в превосходстве вашего товара или услуги.
Контентный маркетинг
Контентный маркетинг направлен на распространение в СМИ полезной информации для целевой аудитории. Для распространения контента могут использоваться различные площадки: официальный сайт компании (разделы блог, статьи, FAQ), социальные сети, сторонние сайты, журналы, новостные издания и др.
Ответы на частые вопросы клиентов, помощь в выборе между разными вариантами, обзор преимуществ или недостатков того или иного решения, объяснения чего бы то ни было в формате «как правильно…», «что будет оптимальным…», «зачем нужно…» и проч. — все это непосредственно решает проблемы клиентов, помогает им разобраться не только в продукте, но и в индустрии в целом. В результате повышается и доверие к «эксперту», который безвозмездно поделился полезной информацией.
К примеру, размещая на официальном сайте компании информационную статью не нужно включать в нее агрессивную рекламу собственных продуктов. Текст должен быть,
а) полезным,
б) уникальным,
в) имиджевым,
г) адаптированным под существующие поисковые запросы (seo-оптимизация).
Как создавать такие тексты, которые будут с одной стороны обеспечивать рост трафика на сайт, а с другой — формировать имидж эксперта или бренда, повышая тем самым конвертируемость посетителей сайта в лиды я писала
в этом вопросе. Контентный маркетинг является одним из компонентов комплексного развития и продвижения сайта в поисковых системах.,