Объяснения могут быть разные. Самые лучшие - честные:
все снизили и мы снизили, чтобы не повышать цену. Чтобы можно было сравнить объем с другими конкурентами. Так как с деньгами у покупателей сложно, это вариант не повышать цену. Так как поставщики цены нам подняли и мы не можем работать в убыток и т.п. В общем по честному, как есть объяснить логику принятого решения.
К сожалению, честную позицию производителя не всегда встретишь. Поэтому объяснения могут (и бывают) такими:
по многочисленным обращениям уменьшен вес/объем и т.д. для удобства использования, транспортировки, улучшена эргономика упаковки, так удобнее хранить и так далее;
связано с поставщиками;
связано с инновациями в технологическом цикле;
связано с повышением контроля качества продукции;
уменьшена порция, до объема, который согласно исследованиям потребляется (выпивается, съедается) за один прием. Помню мы такую логику использовали при выводе на рынок напитка в бутылках объемом 0,4 л., объясняя, что поллитра сразу не выпивается, поэтому мы постоянно видим в машинах бутылки с остатком напитка, которую жалко выбросить, но после болтания несколько дней всё равно приходится выкинуть. А наш объем, как раз выпивается за один раз - это удобно потребителям;
это забота о вашем здоровье, так как уменьшенная порция содержит меньше калорий и позволяет не набирать лишний вес;
экологическая тема - это кладезь для обоснования любых изменений, часто вообще не выдерживающих элементарную проверку на логику. Мы заботимся об экологии - как мантра, для объяснений чего угодно. Сохранить природу, это важнейшая задача человечества, но экологическая повестка, к сожалению настолько заезжена, что ею уже объясняют действия, наносящие вред природе, а не наоборот.
и так далее....
По большому счету, все эти объяснения "высосаны из пальца".
Если потребитель обнаружил снижение продукта, то негатива не избежать, любые объяснения приняты думающим потребителем не будут и будут восприняты как обман. Такие обоснования могут пройти только на совсем "отупевшую" индивида.
Люди будут воспринимать это как обман, несправедливость. А несправедливость маркетинговыми "фишками-объяснениями" нивелировать не удастся. Честная позиция производителя, на мой взгляд, всегда будет лучше воспринята потребителем, чем обман. Во всяком случае, она заслуживает уважения.
Это конечно не значит, что продукт перестанут покупать. Если пачка гречки была 1 кг., а стала 900 гр., то от неё все равно не отказались. Особенно, если на прилавке теперь у всех производителей такой объем (по цепной реакций за первыми, все остальные уменьшили вес, чтобы не выбиться по цене). Но люди не дураки, это заметили. Как говорится в том анекдоте, ложечку вроде нашли, но осадочек остался.
Учитывая вышесказанное, задача производителя провести шринкфляцию (снизить количество, объём, вес товара в упаковке, сохранив цену) так, чтобы потребитель не заметил.
Вот, например конфеты "Родные просторы". В районе 2019-2020 годов производитель уменьшил нетто вес конфет внутри коробки. Раньше были 235 гр, потом 200гр., потом 180 гр. Коробка внешне осталась без изменений, тот же размер. Внутри изменили укладку конфет, чтобы было незаметно. И вуаля! Конфет на 20% меньше (фактически каждую пятую конфету из коробки убрали). Для справедливости стоит отметить, что и цена с тех пор уже два года практически не менялась, хотя инфляция есть. Производитель таким образом, судя по всему, избежал повышения цены. Но лично мне, как потребителю этих конфет, это неприятно. А еще очень неоднозначно в этой ситуации смотрится лозунг на коробке "Россия - щедрая душа!"
А вы замечали аналогичные изменения? Поделитесь в комментариях! Думаю многим будут интересны такие факты.