Перелеты на самолётах самая противная часть моего отдыха. Во время взлета и посадки меня сопровождают неприятные щелчки в ушах из за которых я чувствую себя напряжённо и не могу заснуть, боясь проснуться из за сильного щелчка. Как можно от этого избавиться? При посадке когда делаешь глотательные движения эти щелчки становятся ещё более неприятными и поэтому я совсем их не делаю.
Прежде всего, Вы не одиноки. У подавляющего большинства людей закладывает уши в самолёте. Да что там, у меня закладывает уши, когда я на машине спускаюсь с гор. Так уж мы с вами устроены. Однако, давайте по порядку.
Дискомфорт в ушном канале появляется из-за возникающей разницы давлений между наружной и внутренней поверхностями барабанной перепонки. Если во внешнем канале давление меняется (при взлёте или посадке - при изменении высоты), то перепонка, будучи сплошной и герметичной, изгибается. Затем, когда давления резко выравниваются (например, при глотательном движении) перепонка резко возвращается в исходное положение, сообщая это движение слуховому органу - вы слышите тот самый неприятный щелчок. Потому самый простой способ избавиться от щелчков - это продырявить или удалить барабанную перепонку, но пожалуйста, не спешите хвататься за шило - эта мера радикальная, потому как остальные звуки вы тоже слышать перестанете.
Эволюция (или создатель - в данном случае это не принципиально) обеспечила нас механизмом, который защищает нежную перепонку от повреждения при перепаде давлений. Если внешний канал просто открыт наружу, то внутренний канал соединён с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, которая в обычном положении закрыта. При глотании труба кратковременно открывается, выравнивая давления по обе стороны перегородки, однако эту операцию приходится повторять периодически с изменением высоты и, соответственно, давления.
Есть более действенный способ - можно открыть евстахиеву трубу на более долгое время, например, громким натужным криком. Дети, к слову, интуитивно именно так и делают. Правда, полагаю, другие пассажиры будут не особо рады тому, что вы владеете этой чудодейственной техникой.
Полет на большой высоте не свойственен человеку, а потому выравнивать давление в ушном проходе приходится принудительно. При полете в эшелоне больших изменений по высоте не происходит, так что неприятных ощущений в ушах возникать не должно. Перепад давления возникает на взлёте и при наборе высоты вначале полёта, а также во время снижения и посадки - в конце.
Кстати, для вас есть небольшой лайфхак. Если вы хотите спокойно отдохнуть и поспать, то можете смело это делать после того, как погасло табло "застегните ремни" - как правило, это означает, что самолёт набрал высоту. Когда табло снова загорится перед посадкой вы проснётесь не от щелчков в ушах - вас разбудит бортпроводник и попросит застегнуть ремень, поднять спинку и сложить столик.
А глотательные движения во время взлёта и посадки я вам всё-таки советую делать: неприятные звуки, которые, к слову, слышны только Вам, это не так неприятно, как может быть болезненно повреждение барабанной перепонки, я уже не говорю о последствиях для слуха. Борьба с дискомфортом при "заложенных" ушах - это одна из естественных защитных реакций организма, которой не стоит пренебрегать.
Так именно для этого раньше в самолете стюардессы раздавали леденцы. Сейчас не во всех авиакомпаниях и не на всех рейсах раздают, беру всегда в полет грамм двести леденцов.
Летаю довольно часто и, для того чтобы избавиться от щелчков и болей в ушах, принудительно вызываю у себя зевоту. Два-три глубоких зевка и заложенность в ушах снимает. Но это лично мне помогает, как у других подействует не знаю)))