Ответ на это вопрос требует написание большого труда. В октябре я попробую сделать доклад по теме «Разумные серверы» и опубликовать его в YouTube. Потом написать книгу.
По-моему, определение –«машинное» в этом понятии лишнее, надо писать «обучение». Думаю, что в будущем – обучение откроет большие возможности в теории искусственного интеллекта. Попробую в этом ограниченном объёме комментария пояснить это прекрасное свойство человеческого разума.
Приведу широко известный пример. Компьютеру (конечно, через сканер или другое устройство) и человеку (группе людей) предъявляют два фото, надо указать одно, на котором изображена собака. Современный компьютер быстродействием несколько Гигафлопсов в секунду, решит эту задачу за доли секунд, человек немного медленнее. Но если учесть быстродействие мозга он затратит на решение этой задачи на несколько порядков меньше действий, чем компьютер.
Как предполагает Хокинс (см. Джеф
Хокинс:
Об интеллекте) мозг работает по принципу память-предсказание. Вам когда-то показали собаку. И когда я вам изложил задачу, прежде чем предъявить фото вы увидели собаку. Вам осталось сравнить ваш образ и фото. Это проще чем перебор, который устроит компьютер (порода, окрас, другие четвероногие). Таким образом, человеческое мышление основано во многом на обучении. При рождении человек наделяется манипуляторами (слух, зрение и т. д.) с помощью, которых он постигает мир и решение всякой новой задачи он предсказывает согласно приобретенному опыту. В случае ошибки (если она не роковая) он корректирует опыт. Осталось понять свойства манипуляторов и отражение их в памяти (последовательный характер запоминания, инвариантная форма,….). [
В. Маунткасл Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система].
Обработка полученного опыта идет по принципу «универсальной программы». Суть такой программы состоит, в том, что, а она должна иметь возможность настраиваться под заданный алгоритм. Строгие доказательства существования такой программы приведены в книге Нейджела Катленда Вычислимость. Введение в теорию рекурсивных функций. Пер. с англ. – М. Мир,1983–256 стр. Доказательство факта существования универсальной программы требует специальных знаний по математической логике.
Принцип универсальной программы был использован для построения программ Автоматической Телефонной Станции с программным управлением [Алгоритмическое обеспечение АТС – М.: Радио и связь 1986 -128 стр.]. После того как идея была реализована и даже опубликована она забыта и оборудование, использующее универсальную программу уже снято с эксплуатации.
Более сложно обсуждать такие области интеллекта как обучение творчеству: создание произведений искусства (например, музыки, поэзию), науки и другие области абстрактного мышления.
Искусство ценно потому, что его творческая сила требует временно приостановить прогностическую функцию. В большинстве случаев в искусстве цениться, то, что услышанное не совпадает с вашим прогнозом. Если вы смотрите фильм, который нарушает привычные каноны, он вам нравится, потому что это – не давно известное старье. Полотна живописцев, музыкальные произведения, поэзия, романы – все формы искусства призваны разрушать привычные стереотипы и обманывать ожидания публики.
Большинство людей согласятся, что решение математиком сложной задачи – творческий процесс. Но давайте поговорим об этом подробнее. Наш математик изучает замысловатое уравнение и думает: «Интересно, как бы мне его решить?» Не найдя очевидного ответа, он пробует изменить форму уравнения. Переписывая его несколько раз, ученый рассматривает его с разных точек зрения. Наконец, одна часть уравнения кажется ему очень знакомой. Он думает примерно так: «О, это напоминает мне элемент другого уравнения, которое я решал несколько лет тому назад». Затем математик создает прогноз на основе аналогий: «Возможно, я смогу решить это уравнение используя тот же подход, который оказался успешным в прошлый раз». Так, решая уравнение по аналогии с задачей, выполненной ранее, ученый совершает творческий поступок.
Попробую на этом закончить