Периоды давольно неплохо изучены и расписаны. Периодичность есть в открытых источниках, можно гуглить спокойно. Распознавать их необязательно, просто идём за ребёнком. Если он лезит в шкаф на кухню, рассыпает гречку и возится с ней, не мешаем ему и не ругаем за бардак. Можем вместе повозиться. Говорим с ребёнком, рассказываем, что происходит, что видим в окне или на улице. Занимаемся своими делами, а когда он будет лезть с интересом узнать что же там за дела, не отталкиваем ребёнка а рассказываем, показываем и по возможности делаем вместе, соблюдая безопасность. В школьном возрасте сложнее т.к. там уже больше интеллектуальной деятельности добавляется и фокус на мотив достижения. И добавляется другая среда, как правило, сильно отличная от семьи. В начальной школе большую рот играет педагог. В подростковом возрасте формируется самостоятельное (субъективное) логическое восприятие и мышление. Тут важно дать поддержку, даже если есть не согласия. Т.к. подросток костьми ляжет, но будет отстаивать своё субъективное.