В воспитании и образовании принимают участие в той или иной степени все окружение ребенка, не стоит забывать и о самовоспитании.
Мама и папа работали в одной из самой старейшей компании РФ. Трудились много, отмечены наградами и званиями, вели общественную работу.
Меня воспитывала бабушка-женщина мудрая, жена офицера-медика, погибшего в ВОВ в 1943 году на подступах к Москве.
Детство и юность прошли в советское время со всеми атрибутами. Мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами. В 9 и 10 классе меня выбрали секретарем комсомольской организации школы. Выделили небольшой кабинет, в котором проводила воспитательные беседы с двоечниками и хулиганами, по направлению учителей. Получила опыт, училась договариваться, искать компромиссы.
На улице они устанавливали правила, со мной не связывались, поэтому негативного воспитания улица не оказывала. Если только бесчисленные ссадины, шишки, синяки и царапины сопровождали любого живого и непоседливого ребенка.
Теперь о самовоспитании. Мы росли в то время, когда брали пример с положительных персонажей истории или литературных образов произведений, фильмов и т.д. История, обществоведение и литература не были обожаемыми предметами, но поскольку сама была примером для школьников, то должна была быть первой во всем, приходилось соответствовать.
Часто приглашали на уроки ветеранов ВОВ, героев труда, известных людей, на их примере учились.
Военно-патриотическое воспитание, трудовое, тимуровское движение - вносили свой вклад в воспитание. Школа брала на себя функцию в формировании личности советского гражданина.
В стране начались перемены, этот период совпал с юностью. Страны и ее идеологии не стало.