Практически любое образование актуально в наше время, особенно в рамках концепции непрерывного обучения ( life-long learning). Но наполнение, индивидуальная образовательная (а позже и профессиональная) траектория, на то и индивидуальная, что человек сам ее формирует. Поэтому нужно ли высшее образование конкретному человеку, решает он сам. Успешную карьеру можно построить без высшего образования, но дело в том, что критерии успешности у каждого свои (и это не только деньги). На этом можно было бы закончить, но постараюсь ответить на все части вашего вопроса.
Система высшего образования, как государственный институт, работает и выполняет свои задачи по обучению, присвоению квалификации и т.д. Она не идеальна, но вполне работоспособна, и ее пытаются сделать лучше, но изменения в мире наступают быстрее чем их удается ввести в крупные системы. Специалисты в системе работают разные, как и везде. Есть хорошие и плохие врачи, учителя, водители, парикмахеры, дворники, строители, машинисты, программисты, продавцы, механики и трактористы, повар и комплектовщик заказов в доставке и т.д. Каждый человек хочет чтобы с ним работал хороший специалист, но статистически это невозможно. Важно самому постараться быть хорошим специалистом.
Объем практики регулируется образовательным стандартом, СанПином и прочими нормативными документам и зависит от специальности. У вуза как организации тоже ограничены ресурсы, а нехватку практики студент может компенсировать стажировками, которые может найти самостоятельно. И такой опыт повысит его конкурентные преимущества на выходе из вуза. Студент учится, а не его учат. Индивидуальная познавательная активность обучающегося является одним из ключевых факторов обучения.
Ценность высшего образования изменилась, но это связано и с усложнением ряда производственных и общественных процессов. Например, раньше для обслуживания котельной многоквартирного дома было достаточно ПТУ, для ремонта и приема в эксплуатацию уже техникум, для ее разработки - вуз. Сейчас вуз необходим уже для обслуживания и настройки (если речь идет о новом оборудовании).
Утверждение, что работодатель не смотрит на диплом очень распространенное, но не подтверждается на практике. Например, исследование портала
hh.ru говорит о том, что более 70% работодателей обращают внимание на диплом, но безусловно его наличие далеко не единственный фактор при приеме на работу.
Высшее образование ничего не гарантирует - никто ничего не гарантирует, тем более на долгосрочный период.
Теперь о том, что дает высшее образование. Как правило это фундаментальные знания, которые собраны и структурированы, между ними выделены взаимосвязи, то есть студенту не нужно самому все это искать и как-то стараться связать между собой. Программа обучения должна быть логична, последовательна и т.д. Действительно все знания и навыки можно получить вне стен вуза, сейчас огромное количество образовательных платформ и иных площадок для обучения и развития навыков. И это тоже хороший вариант получения образования. Но есть ряд специальностей, где важно подтверждение квалификации, сертификация и т.д. И диплом вуза это один из таких документов, просто для допуска к работе по определенной специальности (и это не только врачи). Да качество знаний может быть разным, и это можно будет выяснить только в процессе работы, но документ об образовании при приёме на работу дает работодателю хоть какое-то представление о том, что знает соискатель.
В заключении: Значимость и ценность высшего образования отличается в различных социальных группах, то есть нет единого мнения на весь мир, всю страну, весь город или вообще всех. Оно нужно не всем, но доступно тоже не всем.