Самый простой и верный способ развить обучаемость - это обучаться чему-либо актуальному для себя и как можно скорее начинать использовать полученные знания на практике.
Сначала будет получаться не очень - и ошибок много, и сомнений, и лень-матушка станет тормозить. Но наш мозг - он хитрый. И через какое-то время (у подростков и молодых людей обычно - через 1,5-4 мес.) он сам ухватывает ту схему, по которой человеку проще всего учиться. Например, есть люди, которым непременно надо прочитать текст, посмотреть видео или понаблюдать, как что-то делают другие. Есть люди, которым очень важно, чтобы их кто-то поддерживал по ходу обучения - хвалил, поругивал, высмеивал, утешал, т.е. чтобы обязательно были эмоции. Есть и те, кому надо прочитать текст, может быть, посмотреть видео, а потом все это тщательно обдумать. То есть у каждого человека своя собственная успешная стратегия для запуска процесса обучения. И до поры до времени он сам не знает, какая она? Но если человек учится и практикуется, то нагрузка на мозг такова, что вот это самообучение происходит довольно быстро.
Далее - копирую кусочек из моей давнишней статьи как раз на тему того как происходит процесс развития обучаемости. Рассматривается классическая схема научения: неосознанное незнание → осознанное незнание → осознанное знание → неосознанное знание
"Итак, неосознанное незнание. Я не умею кататься на велосипеде и даже не подозреваю об этом. Почему? Ну, может, там, где я живу, вообще никто на них не катается. Или, напротив, я настолько привыкла к зрелищу велосипедистов вокруг меня, что ни разу не задумывалась о том, умею ли я так же, как они.
Осознанное незнание. Я вдруг поняла, что не умею. Как это произошло? Может, кто-то задал вопрос или пригласил покататься - и до меня дошло: упс-с-с, а как? А может, я вообще была не в курсе, что надо учиться, а потому села на велосипед, предприняла попытку ехать и… навернулась. Но зато поняла: не умею. А далее возможны варианты.
1 вариант, не такой уж и редкий, между прочим: не умею, ну да и бог с ним. Не буду учиться, как-нибудь проживу без велосипеда.
2 вариант: буду учиться. И так начинается переход к этапу осознанного знания: я учусь - правильно взбираться на двухколесного коня, отталкиваться, держать равновесие, контролировать руль, поворачивать, вовремя тормозить… Но получается сначала так себе…
Этап осознанного знания: ура, я еду! Не падаю, во всяком случае. И поворачиваю. И на горку могу въехать, и с горки спуститься. Но каждая поездка не только доставляет удовольствие, но и выматывает: тяжеловато контролировать столько всего одновременно!
А этап неосознанного знания начинается тогда, когда сознательный контроль переходит в автоматический. Я уже не думаю о том, как оттолкнуться, с какой силой жать на педали, как развернуться, как остановиться… Тело все запомнило и самостоятельно решает, что и в какой последовательности ему делать.
Соответственно, чем больший у человека запас умений из области неосознанного знания, тем более крутым профессионалом он является, и тем быстрее проходит по всем этапам научения, если надо сформировать кукую-то новую компетенцию (т.е. научиться чему-то новому)".