Основная задача родителей - это повышение компетенции их детей в жизни. Это начинается с рождения, подростковый возраст уже для этого малоэффективен. Поскольку в этом возрасте основная задача человека - сепарироваться от родителей. Он часто это делает через отрицание всего того, что они ему предлагают, отрицает их ценности, образ жизни и пр.
Надо стараться каждый раз, когда дети чем-то интересуются, постараться наиболее полно и глубоко, на доступном языке объяснять суть явления. Ну и предлагать им разные возможности проявить себя. Хотя печь - не бояться, что все извозюкают в муке, что испортят продукты, дать всё необходимое. Не стоять у них над душой, не бояться, что они упадут, порежутся, простудятся и т.д. Дать им возможность экспериментировать и получать результаты. Водить в разные неожиданные места, давать возможность общаться с интересными людьми.
Нужно, чтобы к подростковому возрасту человек уже много чего попробовал. Надо думать как эксперт по общим жизненным вопросам, у которого есть стажер. Чем раньше этот стажер обретет самостоятельность, тем лучше. Не ориентироваться на общий опыт. Ну и честно наблюдать над склонностями характера и интересами, подсовывать новые сложные вызовы там, где ему интересно. Ну и принимать выбор.
Вопрос профориентации - это вопрос интереса к жизни. Это вопрос интереса к жизни родителей в конечном итоге. Сделайте так, чтобы вам было интересно, дети подтянутся и найдут свой интерес. Они родились уже очень заинтересованными.