Импровизация всегда отталкивается от фундамента. Чистой импровизации не бывает. Поэтому план надо знать. Я вот только не понимаю, кто его не знает. Года за три работы учитель входит уже в такое состояние, что его ночью разбуди - и он расскажет, какая тема изучается во второй четверти в четвертом Г, а какая в четвертой четверти во втором Б. План, навыки, методички и заготовки - все это в арсенале учителя появляется довольно быстро, и, увы, не меняется годами.
На самом деле, учителя надо встряхивать и постоянно заставлять его переделывать все эти базовые аспекты, но за это платить надо несколько по-другому.
Но смешон и учитель - раб плана, это понятно. Это не учитель, а ремесленник, и толку от него ноль. Поэтому именно импровизация, построенная на четком понимании рутины, и является основным базовым достоинством преподавателя в школе.