Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Школа — образование или принуждение к дисциплине?

– Звонок для учителя!
– Приходить к определённому времени!
– Строгое распределение времени!
ПсихологияОбщество+3
Денис Иванов
  ·   · 147
Исследователь образования, несостоявшийся философ  · 8 нояб 2021
Это очень хороший вопрос! Кратко можно было бы ответить и то, и другое.
Конечно, одной из задач любого школьного образования является обучение детей знаниям и навыкам (или, как сейчас модно говорить, компетентностям). Но это не единственная его функция.
Одним из первых, кто серьезно обратил внимание на дисциплинарную сторону школы как института, был философ Мишель Фуко. Он прямо провел аналогию между такими институтами как: армия, тюрьма, школа и психиатрическая клиника. Фуко обратил внимание, все эти институты являются инструментами осуществления власти как над мышлением, так и над телом. Одна из функций каждого из них "блюсти поведение".
Позже эта мысль неоднократно разрабатывалась и подтверждалась эмпирически. Например, известный американский социолог Филип Джексон в конце 80-х написал знаменитую книгу "Жизнь в классе". В ней он показал, что помимо "явного" учебного плана в школе существует "скрытый" (hidden curriculum). Проведя несколько месяцев в наблюдениях за жизнью в школе, Джексон пишет, что помимо обучения предметам и прочему школьники учатся: быть частью толпы, заслуживать похвалу, и быть подчиненными власти учителя. Таким образом, по Джексону, отношения власти и выработка дисциплины является частью того, как устроено обучение в школе, даже если мы это специально не планировали.
Стоит отметить, что и Фуко, и Джексон рассматривают дисциплинирующую сторону школы скорее в критическом ключе. Но исключить её целиком, на мой взгляд, невозможно. Даже самые прогрессивные системы обучения не избегают установления некоторой дисциплины. Например, в начальных школах, построенных по системе Марии Монтессори, структурная организация обучения сильно слабее. Дети могут спокойно передвигаться по классу, сидеть как им удобно, общаться друг с другом и делать задания вместе. Но даже в таких классах устанавливается некоторый набор строгих правил, таких как: уважительное отношение друг к другу - никого не обижать; уважение к чужому труду - никого не отвлекать при работе; использовать предметы и игрушки по назначению, и т.д.
Таким образом даже в самых "открытых" классах сохраняется дисциплинирующее воздействие. Оно практически неизбежно, потому что любое взаимодействие в коллективе происходит по некоторым правилам. В то же время открытым остается вопрос какую дисциплину мы устанавливаем? Насколько она строгая? Какие правила действуют? Кто их установил и кому они выгодны? Здесь сохраняется широкое пространство для дискуссии. Даже дисциплинирующие школы могут выглядеть очень по-разному и приводить к очень разным результатам.