Дети очень часто учатся на примере родителей, "зеркалят" их.
Если несмотря на неблагополучие и прошлые ошибки, семья остается функциональной, родители участвуют в жизни ребёнка, это может и не так значительно повлиять. Но, говоря о дисфункциональных семьях, не дающих базового чувства безопасности ребенку, доступность может быть снижена не столько в финансовом плане (невозможность оплатить дополнительные курсы, углубленное изучение какой-либо сферы), сколько в плане мотивации ребенка к обучению.
На это может влиять большое количество факторов. К примеру, в семье нет культуры образования, он не видит перед глазами полученного за счёт образования успешного опыта. Бывают ситуации, когда семья не даёт ощущения безопасности, ребенок может испытывать тревогу, которая распространится и на процессе его обучения, может снизиться концентрация внимания, появиться страх неудачи, неуверенность в своих силах при выполнении заданий, в общении со сверстниками. Низкая самооценка характерная черта детей из дисфункциональных семей, они могут даже не знать, что можно хотеть большего, стремиться к развитию. Если родитель проявляет безответственность, непоследовательность, например, зависимый родитель, регулярно бросающий работу, систематически не выполняющий обещания, ребенок может также не доводить до конца задания, оттягивать их, врать, ведь он не видел позитивного опыта завершения дел, успешного примера поведения при столкновении с неудачей.
Думаю, что универсального рецепта помощи нет, подобные ситуации требуют индивидуального внимательного подхода. Возможно нужно присмотреться к родителям, распознать боли ребенка, трудности, с которыми он сталкивается, которых лишены его сверстники. Показать возможные пути развития, дать возможность к получению позитивного опыта,
"Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" - важно помнить это.