У нас, в народе, ходит такая присказулька:
- Если ума нет, то иди в пед,
- Если совести нет, то иди в мед,
- А если не там и не тут, то в сельхозинститут.
Медицинских и сельскохозяйственных работников мы пока оставим, а поговорим про педагогов. Был в истории нашей страны такой период, когда все дети «высоко сидящих» пап и мам хотели иметь документ только о высшем образовании. Им было абсолютно не важно какой диплом будет лежать в их кармане. Таких случайных педагогов было выпущено немало. Хотя такие педагоги в школах долго не задержались, но они внесли не малый вклад в снижение уровня престижа советского учителя. Об этом высказались даже авторы фильма "Моя мама невеста" устами Вани, героя фильма:
- У нас в школе тоже такая есть. Сама всем улыбается. А глаза злющие. Говорит: «В школе отпуск длинный, три выходных. Одна мерзость – дети».
Но из тех молодых парней и девушек, которые знали зачем они идут в педвуз, получались прекрасные учителя. Они сеяли в народе разумное, доброе, вечное. Они своими знаниями, поведением, поступками заслуженно заработали такое мнение в народе, что бывших учителей не бывает. Они, даже выйдя на пенсию, продолжают свою миссию нести людям знания. Шутят в народе, что даже лежа в гробу, они поправляют тех, кто заколачивает гроб: «Гвоздик-то мал и криво пошел». Такие учителя покидали школу только по очень важным причинам. Они гордились своей профессией, своими учениками.
В настоящее время тоже есть такие учителя. Хоть они и молоды, но обладают огромным багажом знаний, умений и имеют таких прекраснейших помощников – компьютер и интернет. Беда в современной школе одна – бумагомарание. Никому не нужные планы, отчёты, совещания. Все это усложняется и засоряется иностранными терминами. Куда делся наш родной, красивый русский язык. На педсоветах, иногда, кажется, что идет соревнование между выступающими кто больше употребит незнакомых словечек. Как молодому, начинающему учителю плавать в этом океане неразберихи. Когда ему выкроить время на дружеское общение с учениками, выяснения предпочтений класса и т.д. А после всего этого он получит зарплату. Разделив эти рубли на количество дней, которые предстоит прожить до следующей зарплаты, он выяснит, что
• качественно обедать ему позволено не каждый день,
• о модной одежде, необходимой для работы, нужно забыть,
• восполнить затраченное здоровье за учебный год не получится,
• набраться новых знаний и впечатлений в путешествиях, чтобы делиться ими с детьми не представится возможным.
Сразу вспоминаются лекции по истории педагогики. Оказывается были такие времена, когда учитель имел в квартире отдельный кабинет, получал зарплату, на которую могла прожить его семья и еще прислуга. Перед ним снимали шапку из уважения. Сам собой вырисовывается конечный результат – заявление на стол.
Если прямо ответить на поставленный вопрос, то я думаю, настоящий учитель не может не хотеть преподавать, не видеть эти детские, любопытные, восхищенные глазенки, лес рук желающих отвечать, улыбки при расставании… Желание уйти бывают по другим причинам.