Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
ех-куратор сообщества «Образование», педагог нефор...  · 9 сент 2021

Вопросы и ответы с прямой линии с Михаилом Свердловым

Специально для участников сообщества «Образование» собрали вопросы пользователей и ответы нашего эксперта Михаила с прямой линии, которая прошла в прошедшее воскресенье в Instagram Яндекс.Кью.
Михаил Свердлов — директор по развитию Skypro, заведующий кафедрой в ИнОбр ВШЭ, автор телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили».
Возможно, у вас еще найдутся вопросы, а у Михаила время, чтобы ответить.
Образование+4
Вопрос от пользователя teselate: Что лучше выбрать - самообразование или курсы, в случае если нет высшего? И в... Читать дальше
Вопрос от пользователя unpaid_friends:
Зачем ввели ЕГЭ, и почему его отменяют?
Вопрос от пользователя sitkoshenkas:
Чего не хватает российскому рынку EdTech?
@Анна Шефель, Сейчас рынок EdTech в подавляющем большинстве своем совсем не Tech и крайне часто не Ed.
Что я подразумеваю под этим:
Tech — это не просто личный кабинет и крутилка для видео. Сейчас у рынка EdTech огромный технологический долг. Мы часто слышим про рекомендательные системы, персонализацию, но где они? Единицы компаний пилотируют эти подходы, еще меньше имеют успешный результат. Часто компании снимают много видео и делают много маркетинга, но ведь это не технологии?
А про Ed — это ответственность за результат. Ну так кажется мне. Но сейчас даже вузы не готовы гарантировать результат. Диплом — это максимум и то, если человек сам постарается, а это еще при очень большом отборе на входе (ну по крайней мере в топовых вузах). Что же говорить про EdTech, который не имеет такой богатой истории и большого количества научного состава.
Вот и получается, что не очень то Tech, и не всегда Ed. Но, как мне видится, в ближайшие два года это существенно поменяется, так как и клиент становится более осознанным, и на рынке появляются онлайн университеты, которые идут не под флагом “marketing first”, а “результат студента first”.
Вопрос от пользователя iam_fedorova:
Какими будут университеты через 10 лет?
Вопрос от пользователя galnovos:
Как вы думаете, смогут ли онлайн-университеты/колледжи составить реальную конкуренцию традиционным вузам и колледжам в будущем, так чтобы семья выпускника серьезно выбирала между Политехом и например, SkyPro? Планируете ли в SkyPro целенаправленно работать со старшеклассниками и выпускниками школ, коллаборироваться со школами или вузами?
@Анна Шефель, Галина, вы удивитесь, мы сейчас сделали большое количественное и качественное исследование аудитории и в целом, если вкратце – сможем.
Парадигма того, что надо учиться офлайн, в вузе очень сильно меняется, и мы видим, что попадаем прямо в потребности абитуриентов, которые готовятся стать студентами, и в потребности их родителей, потому что происходит несколько трансформаций.
Во-первых, ценность высшего образования очень сильно уменьшается, потому что население беднеет, к сожалению, и нужно раньше выходить на рынок труда. Соответственно, когда мы говорим про обучение в Skypro, как вы замечаете, наши выпускники после трехмесячного интенсива выходят на работу и зарабатывают там от 40 до 70 тысяч рублей. При ситуации, когда ¾ населения зарабатывает менее 25 тысяч рублей, – это огромные деньги для регионов, и далеко не все могут получить работу с таким заработком, если мы говорим про одну смену. Да, всегда можно пойти на вторую смену, вечером таксовать, при этом зарабатывать и больше. Тут вопрос ресурса и здоровья.
Во-вторых, когда ты идешь в колледж или вуз, по факту получаешь устаревшие знания, потому что вузы не успевают перестраиваться под изменения рынка. Они происходят чаще, чем изменения образовательных программ. Поэтому я более чем уверен, что при грамотном донесении ценности, и Skypro, и другие онлайн-университеты смогут конкурировать с вузами за выпускников школ.
Вопрос от пользователя _art_mos_:
Каким рейтингам в системе образования можно доверять (где смотреть лучшую школу/вуз и тд)?
@Анна Шефель, Для начала я бы выписал для себя причины, зачем я хочу идти в вуз. Потом ответил бы на вопросы, какой результат я бы хотел получить после окончания вуза и по этим критериям сравнивал вузы для себя.
Если кратко, то я бы смотрел на 3 вещи в вузе
  1. На то, где и на какой зарплате работают выпускники. Идеально иметь возможность пообщаться с ними, расспросить, что дало им обучение и как оно помогло им в дальнейшей профессиональной карьере.
  2. Я бы сходил и посмотрел/пообщался с теми, кто учит. Разобрался с тем, какая у них есть связь с реальностью и уровень практической подготовки/погруженности в рынок.
  3. Кто задает всю музыку в вузе. Какое видение мира у ректора, руководителя той специальности, куда вы идете, я бы посмотрел их публичные коммуникации и сравнил, на сколько это вам откликается.
Понятное дело, что есть ряд формальных рейтингов. Это и рейтинг Форбс где сравниваются такие параметры, как:
  1. Востребованность у работодателей (30 баллов)
  2. Нетворкинг (30 баллов)
  3. Качество образования (30 баллов)
  4. Международное признание (10 баллов)
И международные рейтинги, например, по версии журнала Times Higher Education, куда, недавно вошло аж 60 российских вузов.
Лидером среди российских учебных заведений стал Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. В этом году он поднялся на 16 позиций и занял 158-е место, что стало для него рекордом.
Топ-10 российских вузов:
  1. МГУ имени М. В. Ломоносова;
  2. Московский физико-технический институт;
  3. Санкт-Петербургский политехнический университет;
  4. Высшая школа экономики;
  5. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ;
  6. Санкт-Петербургский горный университет;
  7. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова;
  8. Донской государственный технический университет;
  9. Томский государственный университет;
  10. МИСиС
В целом, рейтинги — это хорошо, конечно, но место в нем можно занять путем соответствия формальным требованиям. А наша жизнь чаще всего не такая формализованная.
Вопрос от пользователя galnovos:
Многие выпускники, особенно региональных вузов, не могут (иногда не хотят) найти работу по специальности, а устраиваются продавцами/торговыми представителями, секретарями, кассирами и т.п. Нужен ли вуз тем, кто изначально не ставит себе амбициозных карьерных целей и не собирается идти в науку?
@Анна Шефель, есть такой классический ответ, что ряд профессий невозможно получить без вуза, по крайней мере, сейчас. Стандартная история: медики, инженеры…
Мы не хотели бы, наверное, чтобы мосты и дороги, по которым мы ездим, или здания, в которым мы живем или работаем, строили не профессионалы.
На самом деле, если убрать флёр, то объективно так и происходит. Есть какие-то профессии, для которых необходимо высшее образование. Но большинство специалистов учатся конкретным навыкам на практике. Поэтому я не совсем понимаю, зачем тратить четыре года жизни, получать бакалавриат по направлению, которым ты не собираешься пользоваться.
Другой вопрос, что сделать такое осознанный выбор на входе могут далеко не все. Мы видим статистику, что более половины людей в момент поступления в вуз не решили, чем они хотят заниматься. И получается, что к 30 годам многие профессионалы начинают рефлексировать и сомневаться, что они сделали правильный выбор.
Есть и те люди, которые изначально не знали, зачем шли в вуз. Я бы рекомендовали им провести четыре года более эффективно, попробовать себя в разных направлениях. Зачем сидеть в вузе, чтобы что? Вопрос: «Чтобы что?» - очень хороший вопрос, перед тем как идти в вуз. Какой результат мы хотим получить, после окончания? Диплом, для того чтобы принести его маме, бабушке, папе, выложить в Instagram? Для этого, на мой взгляд, есть более классные дипломы.
Вопрос от пользователя dilogvin:
Читал про вашу модель ISA, но звучит как-то сомнительно.. Если это такая хорошая модель, почему другие компании её не используют?
@Анна Шефель, Начнем с того, что на рынке сотни компаний работают по модели ISA, от пионеров движения Lambda School, до Mate Academy, JavaMentor, Product University в СНГ. Занятно, что вслед за нами туда пошли и Skillbox и даже Синергия.
Некоторые причины, которые я бы выделил в ответе на ваш вопрос:
  1. Не сходится финансовая модель. На данный момент не сходится ни у кого. Компании коммитятся в результат, но в очень жесткие дедлайны и только по предоплате. Если ученики не выполняют все в срок, то их вычеркивают. Отсев идет постоянно. Люди, которые не готовы вкладываться и вкладываться в результат, живут по стандартной модели.
  2. Россия не очень готова к такой модели. Нам предстоит создавать спрос. Менталитет и предрассудки, которые сложились у россиян по отношению к кредиту, финансам и образованию могут нам помешать. Взять кредит на телефон в 60к — это норма. Взять эти же 60к на учебу, проучиться и изменить жизнь - это не норма.
  3. Не все компании готовы коммититься в результат. ISA — это четкий коммит компании, что она сделает действительно классный продукт, который востребован на рынке. Иначе выпускники не получат работу, а значит, и не будет отчислений.
Вопрос от пользователя jensenruno:
Как думаете, насколько современное образование в российских вузах соответствует современным трендам на рынке труда? Как компенсировать студентам отсутствие каких-либо знаний чтоб после окончания стать гарантированно востребованным и иметь выбор?
@Анна Шефель, Мне кажется, тут стоит обратиться к статистике. К удручающей статистике: больше 70% населения страны получает меньше 25 000 ₽ в месяц, а 45% — меньше 15 000 ₽. Но постойте, у нас в стране 62,7% работающего населения имеет высшее образование? Получается занятный факт, что система высшего образования, инвестируя сотни миллиардов рублей ежегодно производит на выходе кадры, которые не несут ценности компаниям. Ну по крайней мере другой причиной я не могу объяснить такие зарплаты.
А теперь разберемся, какую ценность несет вуз и СПО для студента?
Если говорить про вузы, то кажется, они безнадежно отстали от рынка. Есть топовые вузы, но даже у их выпускников есть существенные проблемы с трудоустройством. Если же говорить про средний российский вуз, то он банально не успевает выстраивать связи с реальностью, просто нет на это ресурса. И студенты, выбрав его, по инерции получают контент 5-10 летней давности, зачастую приблизительно тогда же потерявший свою актуальность.
Как результат имеем, что только 27% опрошенных Рострудом россиян говорят, что в 2020 году их работа полностью соответствует полученной специальности.
А 30 апреля министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что по оценке министерства, 30% программ в системе СПО не соответствуют потребностям рынка труда в регионах, по факту рассказав, что СПО не обучает современным, востребованным на рынке труда профессиям. Кажется, это серьезная проблема, которая становится серьезнее год от года, которая не получит в ближайшее время радикального решения.
Вопрос от пользователя zashono:
Чего точно не надо делать современному выпускнику? Что из навыков уже потеряло свою актуальность?