В первую очередь для меня важна атмосфера, царящая в школе. Присутствует ли дух уважения, ценности достоинства людей (от мала до велика), насколько экологичен и не агрессивен сам процесс обучения,идет ли он от понимания естественных законов развития ребёнка (тогда ребенок развивается в гармоничную личность) или акцент сделан на усвоении программы (и как следствие, вырастает вероятность психотравм, стрессов, забывания себя и своих потребностей - не у всех, но у многих). Важно, как происходит формирование личности, уделяется ли этому внимание. Важна среда, контингент, духовные цели у родителей - не просто привели детей в школу, потому что пора пришла, а думали, взвешивали, выбирали - чтобы ценности родителей совпадали с моими. Важно, какая среда и культура общения в школе. Ребенок, покинув стены этой школы, будет стремиться быть в знакомой ему среде. Если она состоит из достойных, уважающих друг друга людей, из ценящих результаты друг друга, помогающих друг другу развиваться, раскрывать заложенные в нем таланты, творить, созидать ту же школьную жизнь, то и дальше в жизни он будет стремиться воссоздать именно такую среду.
В последние годы я смотрела в сторону школ, в которых обстановка, как в офисе гугл), пуфики, диванчики, спортивный зал, комната тишины и т.п.,где уроки могут проходить на пуфах на полу, а сам предмет объясняется в форме беседы-обсуждения (хорошо для младших школьников).
Как и в предыдущем комментарии, я ездила и смотрела, как ведут себя дети, какие они. В одной школе Монтессори я наблюдала, как в коридор вышел учитель физкультуры и позвал детишек на английском языке собираться во двор на занятие. Дети облепили его, счастливо и заливисто смеялись, общались, как с любимым наставником - доверительно и свободно. Видела там же детей, отдыхаюших на диване во время урока (видимо, дают отдохнуть). И не обязательно даже наблюдать весь урок: атмосфера считывается сразу, Ваш внутренний ребенок на неё отреагирует сразу), захочет присоединиться к компании, либо нет.
Важно оформление стен, помещений. В одной школе творческой направленности видела один этаж, оформленный под деревянную избу, этаж ниже - как европейская улочка, там и аквариум, и растения по периметру. Сюда хочется просто прийти и сидеть в такой обстановке.
Так же важно было отсутствие оценок до того момннта, пока человек не обретет способность к самооценке своих результатов. В одной известной школе, работающей по системе Р. Штайнера, оценки не ставят до 8го, кажется, класса. Там же все это время по основным предметам один и то же педагог. Но при этом есть столярная и скульптурная мастерские, освоение муз.инструмента прямо в программе. Ставят спектакли, пишут в тетрадях без линеек... В общем, всё делается для развития самого человека, всесторонне и целостно его самого, как личности. И главное, уважение: если нет стремления у ребенка успевать по математике, заставлять никто не станет. Ребенок усвоит ровно столько, сколько ему самому под силу, но, поскольку среда дает все возможности, то предполагается, что необходимый минимум ребенок получит в не зависимости от заинтересованности в предмете. Но главное, это бережное отношение к внутреннему миру каждого ребенка, создана атмосфера для духовно-нравственного созревания..
А при такой атмосфере и среде ребенок, даже если и освоит какой-то предмет позже, чем большинство, он всегда, во-первых, сможет его изучить самостоятельно, а во-вторых, он будет иметь здоровое отношение к своим пробелам, т.к. ему дано главное знание: он сам несет ответственность за его жизнь и успехи в ней..
Поэтому, один из основных критериев выбора - это результат, который я хотела бы иметь на выходе: здоровый психически и физически ребенок, знающий себя, свои сильные и слабые стороны, умеющий распознавать сигналы организма и психики об усталости, перегрузке, имеющий опыт жизни в среде адекватных и интересных людей, в увлекательном творческом процессе, в позитивной обстановке и гармонично развитый. Все современные "фишки" всегда можно добрать в соответствующих кружках. Да, я рассматривала вариант школ, где применяются vr-технологии, и это очень хорошее подспорье в образовательном процессе во всех отношениях, но и здесь очень и очень многое зависит от того, кто и как преподает, какая среда, интеллигентная или нет, уделяется ли внимание человеку и его развитию, и т. д.