Команда образовательной платформы Core опубликовала в статье на VC обзор актуальных на 2021 год решений, которая может стать хорошим ответом на этот вопрос. Ведь для каждого образовательного проекта на старте встает вопрос по выбору площадки для размещения видео-контента, он же актуален и для теста гипотез и улучшения уже действующих сервисов. В сети немало обзоров LMS и СДО, но не так много свежих подборок инструментов для безопасного хранения, трансляции и менеджмента видео-контента в EdTech.
YouTube содержит много образовательного контента. Бесплатно можно загружать сколько угодно роликов длиной до 12 часов, группировать их в плейлисты, ограничивать доступ. Но все не так идеально.
Загружать на YouTube свои образовательные ролики стоит, только если вы хотите с их помощью привлечь клиентов на платный продукт или делаете самые первые шаги в продвижении.
У Vimeo гораздо больше функционала, подходящего для образовательного контента: кастомизация плеера, возможность вставлять ролики на любой сайт. Также на сервисе нет рекламы. Базовый тариф бесплатный, но у него много ограничений. Однако даже минимальный тариф Plus (475 руб./мес.) позволяет ограничивать доступ к видео по домену или паролю. При этом видеопотоки сервис не шифрует, и скачать ролик «черными» методами не так сложно. Еще одна особенность Vimeo — частая блокировка аккаунтов из-за высокой популярности роликов. Дело в том, что монетизация роликов возможна только для пользователей старших тарифов, начиная с Pro (1350 руб./мес.). Если ваши видео будут набирать слишком много просмотров для выбранного тарифа (у каждого из них свой лимит), придет предупреждение. Не перейдете на более дорогой тариф — потеряете аккаунт. Отслеживать, насколько близко вы к превышению лимита, в личном кабинете невозможно.
У Kinescope не самая привычная, но честная система оплаты — деньги снимаются только за те гигабайты памяти, которые вы реально используете, а также за воспроизведение видео. До 5 часов видео можно хранить бесплатно, а если захотите попробовать платную версию, вам подарят 50$ для теста. Контент защищается на нескольких уровнях: шифруются видеопотоки, контролируется запуск, есть «водяные знаки», которые укажут на пользователя, слившего контент. Еще один плюс платформы — высокая устойчивость к нагрузкам. Одно видео могут просматривать до 4 млн. пользователей за раз! Благодаря этому Kinescope стал очень популярен даже среди крупных образовательных платформ — его используют «Нетология», GETCOURSE, «Фоксфорд», ZenClass, CORE и др. Кроме того, Kinescope удобно использовать как облачный сервис для разработки. С помощью автоимпорта на Kinescope легко переехать с другой видеоплатформы. Загруженные ролики можно группировать по главам, плейлистам, также есть возможность прямо в плеере прикреплять дополнительные материалы к урокам.
Boomstream предлагает систему оплаты pay as you go — только за фактическое хранение, воспроизведение, брендирование и защиту контента. Ценник выше, чем в среднем у подобных сервисов. Для тестирования сервиса дарят 100 бонусных рублей после прохождения регистрации. На Boomstream можно загружать видео любого формата и объема, а потом просматривать их на всех устройствах. За дополнительную плату подключается расширенная защита от скачивания с помощью DRM-системы и водяных знаков для поиска взломщиков. Есть несколько способов сделать ролики приватными: через общий или индивидуальный пароль, через форму регистрации или адрес домена. С помощью Boomstream можно монетизировать образовательный контент: достаточно подключить оплату просмотра видео после перехода по ссылке. При этом не нужно настраивать дополнительные интеграции с другими платежными системами. Комиссия Boomstream за транзакции составляет 8%.
Wistia похожа на Vimeo возможностью подстроить дизайн плеера под ваш сайт и настройками приватности по паролю или e-mail. На Wistia можно объединять ролики в «сезоны» по тому же принципу, что и сериалы, с автоматическим запуском следующей серии. Кроме того, в видео можно встраивать ссылки, навигацию, формы для сбора данных пользователя. Wistia нацелена на активный набор трафика и продвижение контента, SEO-оптимизацию, аналитику действий пользователя. На бесплатном тарифе можно хранить до 3 роликов или аудио на одном канале, в плеере при этом появляется логотип сервиса. Хотя у Wistia множество плюсов, которые делают сервис интересным даже для крупных клиентов вроде Mailchimp, Zendesk, Casper, Unbounce, обратим внимание, что видео оттуда можно скачать с любыми настройками приватности.
А где еще?
Если вы на том этапе развития проекта, когда не готовы вкладываться в дорогостоящие тарифы, попробуйте хранить видео в облаке (Google Диск, Яндекс.Диск или Dropbox). Однако в таком случае вы не сможете встраивать ролики на сайт.
Итоги
Выбирая платформу для видеоконтента, отталкивайтесь от концепции и формата своей школы. Подумайте над тем, чтобы комбинировать сервисы: например, привлекайте новых пользователей с YouTube или Wistia, а платный контент загружайте на Vimeo, Boomstream или Kinescope. Решающим критерием при выборе должны стать настройки приватности, защита от скачивания, возможность масштабирования.
P.S. Отдельное спасибо команде Core, что упомянули в числе решений и нашу платформу. С полной версией статьи можно ознакомиться по ссылке
Это все видео-сервисы. А ведь есть еще Вконтакте, Телеграм и т п. И там функционал даже покруче, если прикрутить чат-ботов,