Да, имеет. И обучение можно начинать с бакалавриата. Магистратура важна для занятия научно-исследовательской работой и наращивания научного потенциала. Мониторинг российского рынка труда показывает, что спрос на тьюторов пока еще небольшой (относительно зарубежных образовательных организаций).
В обычном понимании данный специалист — это педагог, который курирует индивидуальные образовательные программы. В России тьюторы, как правило, востребованы в частных (преимущественно) и государственных (в меньшей степени) детских садах, школах, в которых они работают по программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они трудоустраиваются (как кураторы, воспитатели, методисты, преподаватели) в специализированных центрах: лечебной педагогики, помощи людям с расстройством аутистического спектра/РАС; дополнительного образования; семейные; дистанционные, методические. Тьюторы могут работать в сфере среднего и высшего профессионального образования.
Среди данных специалистов можно также можно выделить категорию самостоятельных тьюторов, которые не связаны трудовыми договорами с конкретной организацией. Они пользуются популярностью в основном среди родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Если проанализировать российский рынок труда с точки зрения востребованности тьюторов по отдельным территориям, то можно сделать общий вывод: самый низкий спрос на таких специалистов отмечается в регионах (особенно в провинции), самый высокий — в столице России. Распределение по организациям: порядка 80% составляют общеобразовательные и коррекционные школы, а также дошкольные учреждения. Главные требования к тьюторам:
- высшее образование (не ниже бакалавриата, либо профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии и тьюторского сопровождения);
- наличие коррекционного педагогического и дефектологического образования;
- знание детской психологии;
- гибкие навыки и позитивное мышление;
- владение иностранными языками (преимущественно английским) и информационными технологиями — не строго обязательно, но будет преимуществом.
Поскольку педагогические университеты/институты начали подготовку тьюторов относительно недавно, в системе образования отмечается большой дефицит таких специалистов. Пока роль тьюторов выполняют социальные педагоги, воспитатели, родители с особенными детьми, волонтеры, однако это не может заменить профессиональную педагогическую помощь. То есть профессия тьютора актуальна и востребована, а со временем потребность в компетенциях данных специалистов будет только увеличиваться.