На сегодняшний день некоторые эксперты вообще отмечают сокращение количества школьников, выбирающих физику для более глубокого изучения. Падение интереса к данному предмету свидетельствует о низком качестве его преподавания и отсутствии квалифицированных педагогических факторов. Для решения подобных проблем профильное министерство разработало новую концепцию преподавания физики в российских школах, основные положения которой сейчас обсуждаются педагогической общественностью.
Наряду с этой концепцией в школах ведется реализация третьего поколения Федеральных государственных образовательных стандартов, по которым учат учащихся начальной и основной школы с начала 2022-2023 учебного года. Предполагается, что с первого сентября 2023 года все ученики 10-11 классов перейдут на обучение по этим же документам. Данные ФГОС адаптированы к требованиям предметного, метапредметного, личностного результата реализации ОП с учетом приоритетов государственной политики и т.д. Согласно им, учебные планы определяют учебную нагрузку, список дисциплин. К примеру, предусмотрено обязательное изучение ряда предметов, в том числе и физики: на базовом (136 часов) или углубленном уровне (340). Образовательная программа по базовой физике уже утверждена, а по профильной будет принята к первому сентября предстоящего учебного года. Основное изменение в преподавании рассматриваемого предмета заключается в том, что старая программа действовала по принципу 3 + 2, согласно которому ученики три года изучали дисциплину обзорно, а затем в старших классах проходило повторение пройденных ранее тем на углубленном уровне. По новому варианту предлагается «перевернуть» данное соотношение на 2 + 3. То есть теперь увеличивается количество академических часов, благодаря чему в течение двух лет осваивается обзорный курс физики, в 9 классе изучается механика, а программа 10 класса начинается с термодинамики.
Новая концепция нацелена и на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров — будущих педагогов по физике.