В настоящее время в Интернете и научных публикациях появилось описание множества методов/методик, способствующих развитию памяти учащихся (школьников и студентов). В соответствии с последними в системе образования произошло деление дидактических методов по принципу макро-и микрообучения. Если предыдущая методология была основана преимущественно на традиционных макроприемах, то сейчас приоритет отдается способам микрообучения. В соответствии с этим обновился и терминологический инструментарий, появились новые наименования:
- игровое обучение — эдьютейнмент,
- мнемоника,
- кейс-анализ,
- семантическое дерево,
- метод локусов,
- сторителлинг,
- чанкинг,
- интервальные повторения и другие понятия.
Для расширения кратковременной памяти современные педагоги все чаще излагают информацию по предмету через короткие блоки-чанки. Есть научно обоснованное мнение, согласно которому степень восприятия и воспроизведения контента обусловливается техникой запоминания. К примеру, записанные лекции эффективнее воспринимать частями (небольшим количеством строк, короткими параграфами и т.д.), чем читать сплошным текстом.
Школьники и студенты активно пользуются методикой мнемотехники, когда запоминание части информации происходит благодаря ассоциациям конкретных образов. Искусство запоминания — это специфический способ запоминания информации, сложной для восприятия обычным путем. Научно доказано, что учащиеся с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше новых слов, чем обычным способом. Приемы мнемотехники помогают более продуктивно осваивать дисциплины с большим объемом информации (математику, физику, химию, историю и др.). Особенностью формирования глубокой памяти используется алгоритм, в структуру которого входят запоминание-сохранение-воспроизведение-узнавание информации. Такой принцип составляет основу методики многократного повторения одного и того же текста.
В то же время следует заметить, что в педагогике не может быть единого механизма осмысления информации, поскольку каждый студент обладает оригинальностью мышления. В этой связи педагоги комбинируют методы преподавания с учетом этой особенности у визуалов, аудиалов, кинестетиков, дигиталов.