Казалось бы проще всего отмахнуться от вопроса. Действительно, можно ли измерить творчество? Проще сказать, что нужно смотреть на результат. Хотя как на него смотреть, как его измерять, тоже неясно.
Но есть ситуации, в которых такие измерения необходимы. Например, ежегодно в творческие вузы поступают тысячи молодых людей. Все они горят желанием учиться тому или иному творчеству. Результатов, понятно, у них ещё быть не может. Да и умеют они практически "ничего". Нужно как-то оценить их творческий потенциал "на входе". Оценка первичных навыков, полученных в различных предпрофессиональных школах (музыкальных, художественных, театральных кружках и пр.) часто ни к чему не приводит. Нужно ведь увидеть человека в перспективе его развития, а не выбирать того, с кем будет проще работать (хотя и это встречается).
На то, что такая оценка может быть получена, позволяет надеяться система наблюдений за деятельностью. Дело в том, что творческий человек не только добивается определённых результатов, но и работает весьма особенно. Именно эту особую деятельность и называют "творческим процессом". И наблюдая за этим процессом, за человеком, который творит, можно с большой долей вероятности определить его творческий потенциал.
Проще всего это сделать с помощью экспертного метода. Абитуриентам дают небольшие творческие задания и смотрят на их реакцию, скорость и оригинальность решения, точность выполняемой работы, их поведение во время выполнения заданий. Ошибок в оценке здесь немало. Но и попаданий тоже немало. Тем более, что в одиночку абитуриент никогда не оценивается. Во-первых, его оценивают всегда в группе, в сравнении. А во-вторых, всегда присутствует несколько экспертов (экзаменаторов). Иногда их много. И тогда точность оценки значимо повышается.
Почти все задания здесь - практические, связанные со спецификой будущей творческой деятельности. Нередко даже на письменных заданиях эксперты внимательно наблюдают за поведением абитуриентов.
Подобные оценки носят ранговый, рейтинговый характер. Сначала отсеивают явно "не тех". Потом из оставшихся отбирают группу "достойных". Потом уже из последних - тех, кто останется учиться. Дело это небыстрое и весьма трудоёмкое. Потому часто такие испытания проводят в несколько туров. В некоторые вузы отборы начинаются за несколько месяцев до начала основного экзамена (последнего тура).
Можно ли перевести подобную методику оценки творческого потенциала в цифровую форму? Можно. Этим занимается особая наука - квалиметрия, в рамках которой качество получает количественную оценку. Кстати, науку эту создал в СССР доктор экономических наук, профессор Г. Г. Азгальдов. Сегодня количественные методы оценки качества широко востребованы и органично входят во многие стандарты. Почти все методы квалиметрии основаны на использовании экспертов и дальнейшей обработке полученных ими оценок с тем, чтобы снизить субъективную составляющую в оценивании.