Удаленное образование (дистант) как альтернатива очному формату появилось в нашей стране относительно недавно, но простота и минимализм инфраструктуры (требуется только компьютер/смартфон/планшет с доступом к Интернету) способствовали его популярности. Основные черты/стороны дистанционного образования:
- использование Интернета и электронной информации, новых технологий (в том числе, цифровых);
- самостоятельное регулирование учебного процесса;
- результативность;
- сокращение времени на освоение предметов (при идеальной ситуации; отметим, такое происходит не всегда) и др.
В то же время дистант, как и другие формы обучения, может иметь положительные и отрицательные характеристики. К преимуществам удаленного образования и обучения можно отнести:
- Открытость/доступность, благодаря чему можно учиться в лучшей образовательной организации и при этом находиться в любом месте мира.
- Наличие двух форматов удаленки (онлайн и офлайн) свидетельствует о гибкости данной формы обучения и возможности для студентов совмещать учебу и работу.
- Не имеют значения размеры аудиторий, что позволяет увеличивать число студентов на занятиях (массовость).
- Более низкие образовательные и дорожные расходы, чем при очном формате (экономия финансов и времени).
- Удаленное образование отлично подходит для людей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность онлайн-ресурсов способствует получению ими СПО (колледж/техникум) и ВО (университет/институт), позволяет осваивать популярные профессии, находясь дома, затем успешно трудоустроиться и таким образом повысить качество своей жизни.
- Высокая мотивация студентов к учебе и использование интерактивных приемов/новых технологий в образовательном процессе.
- Обеспечение большей безопасности (в период пандемии — яркий пример).
Наряду с плюсами дистанционное обучение характеризуется и недостатками:
- Недостаточность/отсутствие Интернета и технического обеспечения в некоторых регионах страны (к примеру, в провинции, сельских поселениях).
- Ограничение практических занятий по некоторым направлениям (медицина, химия).
- Отсутствие коммуникаций с педагогом и непосредственного общения студентов между собой.
- Дополнительные учебные нагрузки, отсутствие контроля учебного процесса, некоторое сокращение кругозора и акцент только на предметы специализации и т.д.