Традиционно профессия «методист» ассоциируется с должностью делопроизводителя, заведующего методическим кабинетом образовательной организации и т.д. Однако в современных условиях, когда стремительно развиваются педагогические технологии, меняются научные методологии и методы, от всех специалистов (в том числе и методистов) требуются новые компетенции (знания/умения/навыки), адекватные запросам сегодняшнего рынка труда. В этих реалиях профессия методиста становится актуальной как никогда.
Основными качествами и навыками хорошего методиста считаются:
- наличие организаторских способностей;
- расположенность к освоению новых знаний;
- гибкость в меняющихся условиях;
- системное и аналитическое мышление;
- профессиональное владение новыми методиками/федеральными государственными образовательными стандартами и ФООП.
Если рассуждать с точки зрения потребностей рынка труда, то современные работодатели предъявляют к методистам такие запросы, как ключевые навыки (key skill). К последним относятся:
- безупречное владение профессиональными компетенциями и ПК;
- высшее образование и грамотная речь;
- организация учебного процесса и других мероприятий;
- умение работать в команде; деловая коммуникация;
- креативность и другие навыки.
На сегодняшний день методист воспринимается как связующее звено между системой образования, ФГОС/ФООП, педагогами и творческим процессом обучения. Рабочими местами методистов являются:
- государственные органы управления;
- детские сады;
- образовательные организации (школы/колледжи/техникумы/вузы);
- информационно-педагогические центры.
Наиболее квалифицированные методисты занимаются частной практикой: такие специалисты консультируют физические (коллеги) и юридические (образовательные организации) лица. Сейчас появилась такая практика, как «услуга под ключ»: приглашенный опытный методист налаживает учебно-методическую работу организации в соответствии с новыми ФГОС и федеральными основными общеобразовательными программами, а затем переходит на другой проект. Чтобы успешно заниматься подобным делом, специалисту нужно иметь соответствующие компетенции:
- бизнес-мышление;
- финансовая грамотность;
- умение налаживать контакты с клиентами и другие предпринимательские способности.