О том, какие специальности будут востребованы через несколько лет, можно только гадать по известному «Атласу профессий будущего» и мониторить развитие отраслей народного хозяйства. Здесь очевидно одно: необходимо получить фундаментальные (гибкие) знания, умения, навыки и быть готовым (в будущем) к возможной смене своей профессии. При фундаментальном обучении студенты получают так называемые надпрофессиональные навыки и умения, позволяющие безболезненно менять профессию в смежных и несмежных отраслях. К таким навыкам относятся:
- системное (аналитическое) мышление;
- межотраслевая коммуникация;
- управление проектами/процессами;
- мультиязычность/мультикультурность (владение несколькими иностранными языками);
- экологическое мышление и другие.
Учитывая структурные изменения во всех современных национальных экономиках мира, вызванные внутренними и внешними факторами, проблемами энергетики и т.д., следует ожидать изменения в спросе и предложении рабочей силы. В таких условиях произойдут трансформационные изменения на мировом рынке труда (в том числе и российском), связанные с появлением новых профессий.
Кроме традиционно востребованных во все времена профессий (медицина, право, менеджмент, культура, педагогика, строительство и т.д.) популярными в развитых странах становятся такие направления обучения, как биотехнологии, медицина, безопасность, авиация и другие. В рамках данных направлений есть наиболее перспективные профили. К примеру, интересны специализации, связанные с безопасностью: проектировщик личной безопасности, специалист по преодолению системных экологических катастроф и др. В сфере медицины это IT-медики, архитектор медицинского оборудования, оператор медицинских роботов и т.п.
Все перечисленное выше свидетельствует о том, что в XXI веке нужно выбирать такие направления обучения, которые формируются на объединении нескольких специальностей. Поэтому абитуриентам при выборе будущей профессии следует внимательно изучить особенности предлагаемых вузами образовательных программ.