Дело в том, что
теория атрибуции направлена на то, как люди интерпретируют разные события и поведение, иначе говоря, отвечает на вопрос: «Почему люди делают то, что они делают?».
Фриц Хайдер был первым, кто предложил теорию атрибуции, но
Бернард Вайнер и его коллеги разработали именно
теоретическую основу, которая стала основной исследовательской парадигмой социальной психологии и была названа каузальной атрибуцией ("атрибуция" – приписывание, "кауза" – причина).
Б. Вайнер полагает, что существует пять основных признаков, которые помогают человеку решить, почему он получил определенный результат:
1️⃣ Если человек прежде постоянно добивается успехов, то это заставляет его сделать вывод, что причиной успеха является способность к этой деятельности, а ряд последовательных неудач – что их причиной является недостаток способностей. Например, когда учащийся выполняет/не выполняет третью лабораторную работу подряд.
2️⃣ Когда большинство других людей также добились успеха или потерпели неудачу при выполнении какой-либо деятельности, можно заключить, что причиной были легкость или трудность задачи, а не способности. Если учащийся обычно получает за тест более высокие оценки, чем большинство однокурсников, он может прийти к выводу, что причиной являются его способности.
3️⃣ Время является величиной усилия, которое вложено в подготовку к заданию. Если учащийся потратит много времени, готовясь к экзамену, а затем получит отличную оценку, то, вероятно, причиной будет считаться большое усилие. Но если этот учащийся получит низкую оценку, то вероятным выводом будет трудность задания.
4️⃣ Важна информация о том, какая была получена помощь. Если кто-то ответит на вопрос благодаря подсказке другого и затем получит высокую оценку, то вряд ли он подумает, что причиной его успеха являются способности.
5️⃣ Важна информация о том, насколько произвольно получен результат в ситуациях без возможности личного над ним контроля. Например, когда в тестировании попадаются вопросы, которые учащийся просто лучше всего запомнил при подготовке.
По мнению Б. Вайнера, существуют три параметра каузальных атрибуций (приписываний) причин поведения людьми — локус контроля, стабильность и контролируемость.
🔸 Локус контроля. Бывает внешний контроль (учащийся приписывает ответственность внешним обстоятельствам) и внутренний (учащийся видит причины своих успехов и неудач в самом себе). Например, «я прошёл тестирование по теме, потому что я подготовился» – внутренняя причина и «я получил хорошую оценку за эссе, потому что мне повезло» – приписывание внешним обстоятельствам.
🔸 Стабильность. Бывают стабильные во времени причины (существуют у обучающегося постоянно, например, усердие или лень в обучении) и нестабильные (например, состояния в данный момент времени: старался при ответе на вопрос или не старался, оказали помощь в понимании материала или не оказали и т.д.).
🔸 Контролируемость или неконтролируемость причин успеха/неуспеха. Бывает контролируемость причин успеха, например, когда учащийся обратился за помощью к наставнику, и он подсказал ему как успешно защитить проект, а бывает неконтролируемость причин успеха, например, когда учащийся выучил все 29 из 30 вопросов, кроме одного, который и достался ему на итоговом тесте.
❓Какое средство подойдёт для определения искажений в поведении учащихся
Я считаю, что рефлексирующая обратная связь, которая позволит обнаружить все три атрибуции. На небольших потоках со студентами это может быть устный опрос, где учащиеся подводят итоги по пройденному материалу, а преподаватель фиксирует искажения и устно сообщает рекомендации. На больших потоках можно использовать чек-листы для самопроверки, чтобы после их обработки давать письменные рекомендации учащимся.
📖 Источники
- Weiner B. «Attribution theory, achievement motivation, and the educational process. Review of educational research»
- Гордеева Т. О. «Психология мотивации достижения»
- Ресурсы: studopedia. ru, instructionaldesign. org, wikipedia. ru