Начну с хорошего. «Отставание» - это область над которой государство, ВУЗ’ы, бизнес уже давно и относительно эффективно работают:
- Создаются совместные кафедры, факультеты и даже институты/университеты. Плюс разнообразные курсы, онлайн проекты и др.
- В качестве спикеров/педагогов приглашаются специалисты из реальных бизнесов
- Есть разнообразные гранты для студентов (частных и государственных фондов)
- Проходят разнообразные совместные мероприятия (хакатоны, день без турникетов и др.)
- Законодательство в области образования эволюционирует, оно все больше и больше адаптируется под реалии времени и вызовов общества, включая бизнеса
Это только часть примеров. В жизни их больше. Часть инструментов из бизнеса приживаются в обучении, часть фундаментальных подходов из обучения активно используют в бизнесе. Особенно такая синергия заметна в городах, где есть градообразующие предприятия. Понятно, что не все происходит быстро и всегда качественно. Часть инструментов, к сожалению, используют номинально. Часть подходов могут быть спорными. Не всегда работа в этом направлении идет системно и целенаправленно…
Что еще можно сделать?
- Научному сообществу более активно предлагать свою экспертизу бизнесу. Можно масштабировать количество площадок для совместной коллаборации
- Бизнесу предоставить или дать право самим разработать прозрачные модели окупаемости взаимодействия с системой образования (от налоговых льгот до прикладной пользы от каждого студента)
- Разбирать в системе образования каждый случай не трудоустроенного выпускника, а в систему kpi ВУЗов добавить ощутимые дивиденды, которые зависят от успешности выпускников
- Системно делать совместные Форсайты, на которых научное и бизнес сообщество имеют равнозначные голоса
- Создать общенациональную площадку для накопления успешных наработок. Некая база знаний с success practices будет полезна для всех
Это только часть идей. Еще можно добавить пересмотр устоявшихся в ВУЗе практик для студентов (увеличить количество часов), сместить фокус от процессов в пользу результатов, дать преимущества студентам которые совмещают учебу с работой, упростить бюрократию и др.
Локальных идей много и они могут представлять разную ценность. Но лучше всего действовать на федеральном уровне. На первом этапе лучше всего провести аудит реального положения дел (во многих регионах ситуация по этому вопросу неоднородна). На втором этапе можно составить унифицированные рекомендации/подходы/практики, которые будут полезны большинству. А на третьем этапе нужно в каждом регионе прорабатывать план точечных действий под существующие реалии. Это не простая, но важная работа. Она важна и нужна всем участникам данного взаимодействия!