При сопоставлении государственных (муниципальных) и частных школ главное отличие сводится к финансированию данных типов образовательных учреждений. Если говорить более предметно, то, исходя из постулата достаточности финансовых ресурсов, есть ряд особенностей частных школ, которые полезно (по возможности) перенять и государственным.
- Благоприятная атмосфера, своего рода организационная культура. Если частные школы заинтересованы в формировании единого сообщества и общих идей, собственного имиджа и традиций, определенной репутации, то государственные часто далеки от этого. В последних господствует традиционная (бюрократическая) культура, в которой главным центром являются правила, четкая иерархия отношений между участниками образовательного процесса. При выборе школы для своих детей родители отдают предпочтение ее статусу, уверенности в получении высоких результатов в учебе, психологическому (эмоциональному) комфорту и т.д.
- В частных школах, как правило, царит доброжелательная учебная атмосфера. Дети здесь морально защищены: любая возникающая проблема решается с участием педагогов, администрации школы и родителей. Сами ученики уверены в том, что по любому вопросу могут напрямую обратиться к директору. К сожалению, в государственных школах чаще всего встречается авторитарный стиль общения — как с учащимися, так и родителями.
- Количество учеников в классе: в частных школах в среднем 15 детей, а в муниципальных – 35 (доходит до 40-45, даже при наличии в школе двух смен!). По действующему СанПиН в классе не должно быть более 25 детей. Одна из самых труднорешаемых проблем, на мой взгляд, так как о недостаточном количестве школ знают, пожалуй, все родители.
- Заработная плата (как главный фактор мотивации учителей), состояние материально-технической базы и оснащение школ: к сожалению, эти проблемы не решаемы на уровне одной государственной школы, нужен государственный подход «сверху».
- Образовательные программы частных и государственных школ: несмотря на то, что они базируются на единых ФГОС, частные школы имеют больше возможностей обучать детей как по российской, так и по альтернативным (международным) программам одновременно. Это снимает проблемы поступления выпускников частных школ в зарубежные вузы, расширяет возможности развития детей.
- Заслуживает отдельного внимания и организация внеклассного развития учеников частных школ: помимо основной образовательной программы здесь представлено большое количество факультативов, кружков, спортивных секций и т.д.