Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Менеджер по работе с комьюнити Яндекс.Кью  · 7 нояб 2022

Алина Черейская про организацию учебного пространства

Алина Черейская эксперт Кью, архитектор и партнер SA lab ответила на ряд вопросов в сообществе «Образование» и рассказала, как организовать пространство класса для учеников и пространство школы для города, чтобы все стороны получали от процесса обучения максимум знаний и при этом чувствовали себя комфортно.
-----
Понятие «удобно» имеет широкую трактовку, например, для кого-то удобная обувь — это спортивные кроссовки, а для кого-то — любимые туфли на высоком каблуке.
Важная особенность — вариативность решений. Кому-то нужно тихое место с розеткой, чтобы успеть сделать уроки до начала секций, для кого-то важно иметь возможность объяснить одноклассникам особенности решения задач по физике, кто-то будет в восторге от тестирования новых VR-очков для занятий спортом.
Чем больше решений школа может предложить ученикам, тем более эффективным и захватывающим будет их обучение. Возможно, у школьника дома нет удобного стола и много отвлекающих факторов, зато в школе все организовано для учебы. Если ученик может найти любимое место в школе, то и отношение к обучению изменится.
Полный ответ тут
-----
Более ⅔ школьников отмечают, что в школе нет таких мест. Это приводит к тому, что целый день необходимо носить тяжелый рюкзак с учебниками, тетрадками и вещами для занятий в кружках.
Для решения этой проблемы в современных школах учитывается возможность размещения локеров (более того, в последние годы на них есть запрос и в офисных помещениях).
Это небольшие шкафчики с ключом, в которых можно оставить учебники и личные вещи. Разные конфигурации позволяют устанавливать их в гардеробах или коридорах, но при обновлении существующих школ остро встает вопрос размещения, чтобы не нарушить пожарные нормы и сохранить удобное функционирование пространства.
Полный ответ тут
-----
В классе в зависимости от предмета и задач урока могут проходить разные активности: работа в парах, контрольная работа, работа в группе, просмотр презентаций и т.д.
По сути, класс должен уметь легко трансформироваться за минуты. Парты могут быть модульными, чтобы была возможность собирать их в разные формы, мобильными (на колесиках) для простоты передвижения и с переменной высотой для работы сидя или стоя. Для изменения площади используют акустические трансформируемые перегородки, например, два класса можно объединить для совместной работы.
Отделочные материалы стен также могут быть функциональны: пробковые панели подходят для заметок, прозрачные перегородки между классом и коридором позволят сделать процесс обучения более прозрачным.
Полный ответ тут
-----
Во многих школах зона отдыха решена как открытое пространство без какой-то конкретной функции. Это позволяет ученикам придумывать собственные активности, но и разделяет их на группы или провоцирует дальнейшие запреты администрации школы из-за возможной порчи объектов интерьера. Помимо очевидных мест для сидения в современных школах предлагается размещать элементы активного или пассивного отдыха. Это могут быть столы для пинг-понга, кикер, растения, уютные места для чтения и спокойного отдыха.
Важно, чтобы мебель позволяла легко менять функцию помещения, создавая разные видоизменения как в конструкторе LEGO. Школьникам на разных этапах необходимы иногда полярные функции, поэтому школа может меняться вместе с их запросами.
Полный ответ тут
-----
С архитектурной точки зрения на уровне города школа часто выпадает из его ткани. Особенно ярко эта черта проявляется в новом строительстве.
Значительно лучше, если у школы появляются дополнительные функции, в которые могут вовлекаться жители ближайших домов. Подобная интеграция позволяет формировать локальные сообщества с общими интересами и ценностями. А еще можно наладить коммуникацию с бизнесом для получения дополнительного бюджета и проведения совместных мероприятий.
Территория школы, по сути, может быть буферной зоной между зданием и городом, но для этого необходимо продумывать движение людей, распределение их во времени, сезонность использования территории и ее функциональное зонирование. Хорошие школы становятся точками притяжения, ближе к которым переезжают семьи с детьми. Это стимулирует развитие района на разных уровнях от появления точек ритейла и образовательных пространств до строительства новых жилых комплексов.
Полный ответ тут
-----
Сейчас в школах учится поколение, которое буквально родилось со смартфонами в руками, поэтому для обучения можно использовать AR, VR, компьютерные игры, приложения и т.д. Например, в последнее время в школах стали размещать мастерские с роботами и 3D-принтерами, в них можно не только моделировать объекты, но и знакомиться с природными процессами, законами физики через робототехнику и программирование. Есть игры, которые помогают развивать критическое мышление. Здорово, если учитель может найти баланс между цифровыми и традиционными методиками, а здание школы может обеспечить учеников различными инструментами.
Ответ тут
-----
Существуют различные по масштабу варианты интеграции растений во внутренние помещения и на территорию самой школы.
Например, можно разместить декоративные растения и цветы в кашпо, съедобные и пряные травы — в гидропонных модулях. Даже при небольшой площади помещений возможно подобрать подходящее решение: иногда кашпо подвешивают к потолку, чтобы сохранить габариты помещения, или используют подставки на колесах для мобильности.
В зависимости от рельефа, климата и бюджета на территории школы можно сделать благоустройство с садами и аллеями, в них можно отдыхать после уроков или проводить дополнительные занятия.
Школьников можно вовлекать в процесс благоустройства и ухода за растениями, чтобы создавать более тесные связи со школой. Также в теплое время года деревья значительно снижают температуру воздуха, создавая естественную прохладу.
Во многих странах проводят часть уроков на прилегающей к школе территории, эту практику можно заимствовать, если создать подходящие пространства для занятий. Например, расположиться в саду под навесами от солнца и осадков, чтобы рисовать,читать или обсуждать с учениками пройденную тему.
Озеленение кровли не является широко используемым решением, но позволяет решить проблему городов, в которых критически мало зелени.
Многие исследования отмечают, что контакт с природой необходим человеку в городе, поэтому интеграция природы на разных уровнях положительно сказывается на учениках и учителях.
Ответ тут
-----
В школе можно расширить функционал помещений, например, в библиотеке проводить книжный клуб или совместно смотреть кино. Это позволит выстраивать коммуникативные навыки, развивать инициативность и критическое мышление.
Более того, архитектура может стимулировать развитие горизонтальных связей между учениками и учителями. Важно создавать пространства для неформального общения, в которых можно обмениваться мнениями, задавать дополнительные вопросы без страха получения плохой оценки, где отсутствует ощущение контроля.
Школьники могут общаться не только внутри класса, но и параллели, делиться новостями и выстраивать общение, например, через настольные игры. Факультативы по программированию и робототехнике часто привлекают и родителей, что может стать мостиком в общении с детьми.
Если у школьников будет место, где они могут обсуждать свои интересы, делиться своими мыслями или тестировать идеи, то это будет шагом к развитию мягких навыков.
Ответ тут