Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как школьники могут развивать soft-skills и какие практики тренируют коммуникацию, критическое мышление, креативность, командную работу?

ПсихологияОбразование+3
Anna Shefel
  ·   · 1,2 K
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный...  · 14 дек 2022  · youtube.com/smapse
Гибкие навыки (soft skills) и твердые/жесткие (hard skills) отличаются по оценочному характеру. Если последние можно наглядно показать (наблюдать, измерять) — например, владеть иностранным языком, уметь решать задачи по математике и т.п. — то с первыми это становится сложнее. Мягкие (надпрофессиональные) навыки представляют собой специфические социальные способности (умения, знания), личные качества, измерение которых трудно. В то же время именно они позволяют наиболее оперативно/эффективно использовать hard skills.
Так называемые метапредметные результаты обучения, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах, близки (по содержанию) мягким навыкам. Для процесса обучения в общеобразовательной школе более подходят 4К компетенции. Понятие 4К, как правило, используется для наименования компетенций, связанных с когнитивной, метакогнитивной, социальной, эмоциональной областью. В частности, к ним относятся:
  • командная работа (кооперация), 
  • коммуникация, 
  • критическое мышление, 
  • креативность.
При планировании заданий следует иметь в виду, что мягкие навыки развиваются не изолировано друг от друга, а во взаимосвязи. К примеру, для формирования критического мышления и креативности необходимо использовать условия для развития/проявления коммуникации и кооперации.
Ограниченность (по времени) школьных уроков не позволяет использовать целый комплекс заданий для формирования всех компетенций, поэтому имеет смысл включать в один урок лишь отдельные задания, ориентированные на развитие гибких навыков.
Для реализации поставленных задач необходимо выделять ученикам некоторое время для самостоятельного решения проблемы. В данной ситуации учителя не должны определять жесткие (четкие) правила и механизмы (алгоритмы) для решения задач. Более уместной представляется роль педагога-консультанта, который должен быть тактичным и доброжелательным при критическом анализе рассуждений учеников. В такой ситуации при высказывании своих идей (пусть даже ошибочных) учащиеся не будут опасаться резкого осуждения.
Для преодоления страха оценки важно совместно (учитель и класс) разработать показатели (критерии) оценивания. На школьных занятиях нужна взаимная поддержка и поощрение групповой/командной работы.
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
Изначально в развитии soft-skills должны большую роль сыграть родители. От них зависит, как ребёнок будет общаться и устанавливать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.  Если же говорить о том, как учителя могут развивать... Читать далее
Олимпиады и курсы для педагогов. Участвуйте, чтобы успешно аттестоваться!Перейти на attestatika.ru
Digital Designer. Фрилансер. Самозанятый. Веду...  · 27 окт 2022
Я думаю, что развитию данных навыков поспособствует общение с предпринимателями и введение дополнительных кружков по данным тематикам. Театральные кружки, бизнес, психология, искусство и пр. в целом и чтобы все это сопровождалос... Читать далее