Гибкие навыки (soft skills) и твердые/жесткие (hard skills) отличаются по оценочному характеру. Если последние можно наглядно показать (наблюдать, измерять) — например, владеть иностранным языком, уметь решать задачи по математике и т.п. — то с первыми это становится сложнее. Мягкие (надпрофессиональные) навыки представляют собой специфические социальные способности (умения, знания), личные качества, измерение которых трудно. В то же время именно они позволяют наиболее оперативно/эффективно использовать hard skills.
Так называемые метапредметные результаты обучения, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах, близки (по содержанию) мягким навыкам. Для процесса обучения в общеобразовательной школе более подходят 4К компетенции. Понятие 4К, как правило, используется для наименования компетенций, связанных с когнитивной, метакогнитивной, социальной, эмоциональной областью. В частности, к ним относятся:
- командная работа (кооперация),
- коммуникация,
- критическое мышление,
- креативность.
При планировании заданий следует иметь в виду, что мягкие навыки развиваются не изолировано друг от друга, а во взаимосвязи. К примеру, для формирования критического мышления и креативности необходимо использовать условия для развития/проявления коммуникации и кооперации.
Ограниченность (по времени) школьных уроков не позволяет использовать целый комплекс заданий для формирования всех компетенций, поэтому имеет смысл включать в один урок лишь отдельные задания, ориентированные на развитие гибких навыков.
Для реализации поставленных задач необходимо выделять ученикам некоторое время для самостоятельного решения проблемы. В данной ситуации учителя не должны определять жесткие (четкие) правила и механизмы (алгоритмы) для решения задач. Более уместной представляется роль педагога-консультанта, который должен быть тактичным и доброжелательным при критическом анализе рассуждений учеников. В такой ситуации при высказывании своих идей (пусть даже ошибочных) учащиеся не будут опасаться резкого осуждения.
Для преодоления страха оценки важно совместно (учитель и класс) разработать показатели (критерии) оценивания. На школьных занятиях нужна взаимная поддержка и поощрение групповой/командной работы.