Методика и методология - далеко не синонимы. Значит, методисту вполне возможно стать методологом. Чего не хватает для этого?
Методика - набор конкретных средств и способов, приёмов и последовательностей действий в конкретных ситуациях с конкретным материалом, в данном случае - с конкретными людьми, участниками образовательного процесса. С одной стороны, методика - устная или письменная инструкция о том, как действовать в том или ином случае. Применение этой инструкции требует некоторого умения. И поэтому, с другой стороны, методика - это техника (Techne (греч.) - умение, ремесло, искусство). Если преподаватель сумел достичь своей образовательной цели и потом отработал своё умение до степени навыка, то его можно считать техничным (умелым, искусным) преподавателем. Поэтому методика целиком относится к практике. Вернее, методика есть один из уровней практики.
Среди практиков, обменивающихся своим опытом, в том числе и педагогическим, происходит некоторое соревнование (борьба, конкуренция), в ходе которого выясняются более и наиболее ценные методики по различным параметрам (энергозатратность, эффективность, гуманность, развитие творческих способностей, и т.п.).
Метод - результат теоретического осмысления наиболее ценных методик. Поэтому его нельзя назвать механической суммой (набором) методик. Скорее, это процесс и результат интеграции этих ценных методик. От слова integer (англ.) - целое. А целое, как все знают, это не сумма частей, а их органическое единство. Теорию нельзя оторвать от практики, ибо теория из практики вырастает, и без практики не имеет никакой ценности. Метод существует и внутри самой теории. Например, метод (путь) теоретического исследования и передавания (преподавания) его результатов другим (введение в курс дела). Например, при теоретическом знакомстве с делом ученики читают учебники, типа: "Введение в психологию", и т.п. Если методика - это чаще всего умение (навык) без знания того, как это работает, и неумение так объяснить, чтобы ученики поняли, то метод - это знание того, как это работает, и умение объяснить словами то, что мы умеем на практике.
Теорию нужно разделять на две разновидности: философскую и научную. Или, другими словами, у теории есть две стороны - философия и наука. Источником всяких наук является философия (любовь к мудрости, любопытство, пытливость, любознательность). Хоть и говорят, что философия - не наука (отчасти, это так), философия всё же, на мой взгляд, есть первая наука. А все науки - это маленькие философии. Между ними существует диалектическое единство, взаимоперетекание мыслей и идей, понятий и категорий. Философы в своих рассуждениях больше всего пользуются формальной и диалектической логикой. Учёные, кроме использования логики, стремятся применить в своей науке математику. Правда, не всегда это хорошо удаётся, например, в гуманитарных науках, таких как педагогика и психология. Потому что человек - не вещь, и весьма динамичен в своих проявлениях.
К чему это я? К тому, что методология в большой степени относится к философии, а к науке в большой степени относится технология. Методология - теоретическое осмысление разного рода методических инструкций. Технология - теоретическое осмысление разного рода конкретных техник. Вы спросите, зачем? Затем, что технологи на основе осмысления старых техник изобретают новые техники. Так же как методологи, осмысляя старые инструкции, пытаются выделить из них самое существенное и предложить свои подходы, так скажем, изменить парадигму.
Отсюда вывод: для того, чтобы методисту стать методологом, нужно получить серьёзную философскую подготовку, а для того чтобы стать технологом - научную. Навыки? Вероятно, навыки переработки (осмысления и переосмысления) чужих теорий и создания своей теории, своего метода. Можно быть просто ретранслятором чужих теорий и методологий, но, конечно, лучше подойти к ним творчески и сказать пару своих слов ("вставить свои пять копеек")
Соответственно, в школах мы наблюдаем методистов, а методологи гнездятся на ветках повыше: в институтах, университетах, в министерстве образования. Лезьте по лестнице наверх, и вы станете методологом. Хотя можно объявить себя методологом и организовать собственный методологический кружок. Кто-то запретит?