"Я-высказывание" - это психологический термин, который был предложен американским психологом
Томасом Гордоном (который, кстати, был коллегой всем известного
Карла Роджерса).
Структура я-высказывания включает в себя (в зависимости от сложности ситуации) четыре основных составляющих (1-4) и две дополнительных (5 и 6):
1) «Когда …» (описывается безоценочно фактическая сторона события, т.е. то, что происходило, как можно точнее и конкретнее).
2) «Я почувствовал (а) …» или «Мне понравилось/не понравилось» (говорится, какая эмоция, чувства были испытаны).
3) «Потому что ….» (поясняется, в связи с чем возникло данное чувство, какое значение имеет данное событие для говорящего).
4) «Я хочу ….» (предлагается желаемый вариант развития ситуации).
5) «Я надеюсь ….» (или констатируется позитивный исход развития ситуации, или обсуждается возможность достижения договоренности о развитии ситуации).
6) «Иначе …» (проговариваются либо санкции в случае отрицательного развития ситуации, либо предупреждение о нежелательном изменении отношений).
Что касается обучения, то это довольно эффективный способ конструктивно выразить свою точку зрения, причём для обеих сторон.
Рассмотрим как могут выглядеть на практике простые примеры:
С позиции ученика:
"Ты-высказывание" - у вас слабая техническая поддержка в обучении;
"Я-высказывание" - было бы отлично, если бы мне помогли разобраться в учебной платформе.
С позиции представителей образовательной органиации:
"Ты-высказывание" - вы не выполнили все домашние задания, видимо, вы плохо знаете теоретический материал;
"Я-высказывание" - как мы можем помочь вам улучшить свои результаты при выполнении домашнего задания?
Разница очевидная.
Надеюсь, что был полезен! Успехов!