Это идея американских психологов Джерома Брунера, Дэвида Вуда и Гейла Росса, близкая по смыслу концепции Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития.
(Для сравнения напомню)
Задачи, с которыми сталкивается человек при обучении, Выготский поделил на три типа:
- задачи, которые мы можем выполнить сами;
- задачи, которые мы можем выполнить под чьим-то руководством;
- задачи, с которыми мы не способны справиться.
Суть скаффолдинга в том чтобы давать учащемуся достаточно сложную задачу для решения в одиночку. Но все-таки решаемую при помощи алгоритма и поддержки. Эта поддержка и заложена в качестве метафоры «строительные леса». Как только ученик осваивает алгоритм - «подпорку» можно убрать.
Саму теорию сформулировали: американские психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс в работе «Роль тьюторинга в решении задач».
Основная идея - контроль тех элементов задач, которые выходят за пределы возможностей ученика.
Принципы скаффолдинга, описанные Брунером и его соавторами, звучат так:
- Заинтересовать. Интерес побудит ученика выполнять все задания и следовать правилам.
Как реализовать?
Постараться поставить цель, которая будет лично значима.
Отталкиваться от интереса учащегося изначально.
Зайти через дилемму, проблемный вопрос, эмоцию, визуал.
2. Внести ограничения. Задача должна быть решаема, а все действия нацелены на результат. Ученик сосредоточен на главном, менее важные элементы выполняет учитель.
Как реализовать?
Разработать вместе или дать уже готовый план действий, разделить полномочия.
Разбить большую задачу на более мелкие.
3. Внимание на цель. А именно: мотивировать на новые шаги. Поощрять успехи, даже если ученик отклонился от курса.
Как реализовать?
Поэтапная рефлексия.
Обратная связь.
Внедрение элементов геймификации - наградные фишки.
4. Подчеркнуть важное. Учитель должен обращать внимание ученика на значимые детали задания, чтобы ученик мог соотносить свои шаги и результат с искомым.
Как реализовать?
Это можно сделать при помощи чек-листов.
Пошаговой инструкции.
Игры-бродилки с шагами в виде задач.
Контрольные вопросы, подсказки.
5. Не допускать фрустрации. Как уже говорилось выше - задача учителя сопровождать и поддерживать, соответственно у ученика не должно быть дискомфорта в этих рабочих отношениях, а именно: он не боится спрашивать; он не боится сделать ошибку; он не боится демонстрировать промежуточный результат учителю.
Как реализовать?
Выяснить что вызывает у ученика сложности, что может вызывать у него дискомфорт. Например уточнить как ему удобнее получать информацию: в личной беседе, через текст и т.д. Если речь идет об индивидуальной работе.
Учителю выступать в качестве модератора, давать обратную связь, отказаться от критики.
На некоторых этапах имеет смысл убрать оценочную часть.
6. Демонстрировать решения. Ученик должен понимать, чего от него ждут. Поэтому он должен видеть решение задачи.
Как реализовать?
Дать задание, спросить как ученик видит решение. Дать возможность решить, сверить с искомым. Внести правки, попробовать решить снова.
Вообще любой родитель, который играл со своим ребенком, например в конструктор, сам того не осознавая использовал эту технологию. Интерес - решаемая задача - алгоритмы - демонстрация и наличие комфортной психологической среды.
А это значит, что скаффолдинг применим в обучении с самого раннего возраста, например через интеграцию в игру.
Такая система работы на мой взгляд очень хорошо работает, когда ученик осуществляет погружение в исследовательскую, проектную деятельность.
Так же он хорошо показал себя при изучении языков; демонстрации многоуровневых экспериментов, работы с объемными текстами.