Современное высшее образование к кризисам точно не готовит. Люди вообще не склонны мыслить катастрофически и с большой неохотой покидают зону комфорта или привычки. Но у этого есть и другие причины, кроме нежелания мыслить по-новому. Невозможно научить «в теории». Знание получают только в действии, в деятельности, которая после повторений становится «автоматической». Отсюда важный вывод: сегодняшние студенты будут готовы к кризисам лучше, чем те, кто не жил в «эпоху перемен». Впрочем, некоторые навыки можно и нужно развивать без кризисов. Мы как университет уже много лет работаем с субъектностью студентов. Мы создаем такое образовательное пространство, где студенты сами выбирают для себя путь, соответствующий их пониманию трендов (внешние факторы) и желаний и ожиданий (внутренние факторы). Мы стремимся также развивать умение рефлексировать над своим выбором, своим развитием. Даже сама сложность и избыточность образовательного пространства позволяет студентам учиться принимать решения в условиях наличия или отсутствия полной информации, что в итоге ведет к появлению привычки искать свои персональные основания для принятия решений, а не слепо верить мнению знакомых, которые что-то знают о предмете или даже университете в целом.