Собственно, соглашусь с L.Eagle - но тему защиты, кажется, можно раскрыть чуть-чуть подробнее.
Процесс защиты интересов (в данном случае под "интересами" понимаются и права, гарантированные действующим законодательством, и здоровье нервов) автора можно рассматривать с двух позиций:
- Интересы начинают защищать по причине того, что их нарушили;
- Интересы защищают до того, как предпринять какие-либо действия, которые могут повлечь за собой проблемы.
Со второй точки зрения коллеги ответили совершенно корректно! С первой же - есть несколько нюансов.
При отправке произведения в издательство посредством использования интернета - и любых других средств связи - неплохо предпринять следующие действия:
- Заключить с издательством договор. ДО отправки чего бы то ни было. И в договоре предусмотреть пункты о:
- Характере лицензии (исключительная / неисключительная). Исключительная - когда на предусмотренный договором срок даже Вы не можете никому дать разрешение на использование Вашего произведения (естественно, в тех пределах, в которых Вы предоставили права издательству). Неисключительная - Вы разрешаете издательству что-то делать с произведениям (опять же, строго в соответствии с условиями договора!), но можете разрешить что-то с ним делать и иному издательству / группе по управлению правам / Вашему знакомому / библиотеке / [на самом деле тут Вы ограничены только правосубъектностью].
- Объёме передаваемых / предоставляемых прав. Самое худшее, что Вы в принципе можете сделать в рассматриваемой ситуации - это подписать договор с фразой "весь объём исключительных прав". Это, конечно, удобно - но неправильно. Просто по тому, что в таком случае уровень Вашего контроля над произведением на период действия договора равен нулю, а если я Вас правильно понял - Вам оно совершенно не надо.
- Сроке действия договора. Упаси Вас [subject_of_faith_name] заключить договор "на весь срок действия исключительного права". С издательством - так точно. В таком случае получится ровно то, чего Вы боитесь: все права перейдут к издательству, на всю Вашу жизнь - и ещё на 70 лет после года её окончания. Лучше придерживаться некоторого стандартного срока, скажем, в 5 лет.
- Порядке и размере выплат. Тут, наверное, всё понятно - Вы ограничены только Вашими "продажными" навыками, на самом деле.
Весь процесс отправки, приёма и дальнейшей работы издательства с произведением согласовать в переписке. И сохранять КАЖДОЕ сообщение, плюс - делать снимок экрана. Так, чтобы была чётко видна дата. Это касается скриншотов в принципе, не только в данном случае.
При составлении сообщения, содержащего файл текста книги (или при использовании некой системы доставки, тут зависит от уровня технической оснащённости издательства) - также сделать скриншоты. Лучше всего 3: перед отправкой, чтобы было видно сообщение / заполненная форма, сразу после отправки - чтоб был виден статус "отправлено", и по получении второй стороной - соответственно, должен быть виден статус или маркер, означающий факт получения / прочтения сообщения.
Всю переписку с издательством, от начала и до конца, лучше дублировать скриншотами и распечатывать с отображением дат. Скриншоты - тоже.
И, для улучшения понимания ситуации издательством, обо всём вот об этом его лучше предупредить! Мол, учитывайте, товарищи, что у меня тут все наши с Вами ходы записаны, и сказать "я не я и книга - моя, а не автора" у Вас не получится.
Теперь в случае, если книжку таки сопрут (при таком объёме подготовленных доказательств со стороны издательства это будет феерической глупостью, но она, глупость, по словам Эйнштейна - бесконечна), в суд Вы можете явиться с гордо поднятыми Гражданским и Уголовным кодексами и толстенной пачкой документов, подтверждающих Ваши права. И вообще каждый чих по процессу заключения договора и работы с книгой в паре с издательством.
Чего не следует делать, если Вы не хотите терять права на произведение:
- Подписывать договор, читая его "по диагонали". Серьёзно, я как-то на шестой странице договора увидел пункт об обработке персональных данных. С формой отказа. Шестым шрифтом, при распечатке договора на листе А3... С правами может быть ровно то же самое.
- Доверять издательству. Это - коммерческие отношения. Тут "ну они же хорошие" не работает, у нас, однако, капитализм. Каждый шаг - запротоколировать.
- Думать, что издательство заинтересовано в Вашей радости, комфорте и выгоде. Опять-таки "нет", поскольку единственный интерес у издательства - получение прибыли от продажи Вашего произведения. А оплата Вам - это уже убытки. Даже если они так не думают, официально.
- РЕГИСТРИРОВАТЬ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Подобные идеи, увы, в природе возникают. Так вот по законодательству Российской Федерации право (и коллеги это также подтверждают, обратите внимание!) на произведение у автора возникает, а не приобретается. Тут почти как со свидетельством о рождении - есть оно, нет его, а декларация о правах человека всё равно действует. Только "свидетельство" не нужно вообще, совсем, никогда и не предусмотрено правом. В России. А "регистрируя право" Вы рискуете Ваших прав лишиться, "передав полномочия для регистрации в ****". В суде потом будут либо сочувствовать, либо долго смеяться.
Как-то так.