Помимо недоговоренностей следует признать яркой особенностью новеллы желание ее автора типизировать представителей толпы. Типизация высшего порядка, тяготеющая к символу, к архетипу - это особенность романтиков.
Эдгар По постарался описать характерные детали облика и поведения представителей т.н. "порядочного общества", спускаясь по ступеням, начав с клерков старших и пр., пр. , дойдя до низов, до уличных разносчиков пирогов.
Перед нами общество попроще , чем прежняя иерархическая лестница с барством во главе (фраза " с барского плеча" в описании одеяния клерков, кажется, звучит в целом о новом обществе).
То, что рассказчик ведет повествование в ситуации особого состояния сознания, что объясняет выздоровлением, на самом деле понятное для обывателя объяснение ситуации провИдения. Писатель ведет речь о толпе с позиций провидца, охватывающего взором новое поколение, представленное в меняющемся потоке "ярких призраков", как он их назвал.
Кто бродит среди толпы? Сам дьявол. Он именно так и назван, но, опять же, в смещении акцента: "как на картине Ренца". Иначе невозможно понять сочетание огромного ума и кровожадности этого старца. Его возраст свидетельствует о рождении его в последней трети 18 века (новелла написана в 1840 году). Эдгар По считает, что именно тогда зародились тенденции нового буржуазного общества "попроще"? Надо сравнивать с историческими сведениями специалистов!.
Я думаю, что в этом предчувствии возможного слияния энергии толпы со зловещей силой Духа зла (он в новелле как бы постоянно ищет чего-то или кого-то, и искомое им - возможность возглавить толпу, дождавшись какого-то поступка, искры), Эдгар По предугадывает будущие революции в Европе (1848 год ознаменовался гроздью таковых). Я соглашаюсь с тем, что писатель предчувствует возможное усиление сил Дьявола в условиях толпы. Но кроме этого, отметим. Он не сливает Духа Зла с толпой. Иначе выходит, что толпа изначально дьявольская)) Смешение Дьявола с толпой происходит не механически. Речь в новелле не об анонимности криминального сознания. А о предчувствии возможности проявления дьявольской энергии особенно в сиутации дома Джина, на рынке, там, где больше хаоса, там, где толпа наиболее "проста" - старец напряжен и собран именно в тех местах города, где По "ждет" особого "взрыва".