Когда непонятна популярность - нужно разобраться. Чтобы разобраться - надо прочитать. Так что пока не читали - не считается. Я вот Толстого не люблю и ставлю ниже Роулинг, но я же читал Толстого:) - поэтому с полным правом. Попытаюсь ответить на ваш вопрос. Книги о Поттере, безусловно, изначально являются детской литературой. Но детская литература - не синоним "литература, которую надо читать в детстве". Подавляющее большинство исследователей скажет вам, что детскую литературу во взрослом возрасте надо перечитывать. Роулинг создала вполне реальную вещь, в которой поднимаются многие темы: моббинг (Дадли и Поттер), он же буллинг, отношения в коллективах (Поттер и Снегг), проблемы образования (суровая директриса в пятой части), дружба, нацизм (полукровки) и дискриминация (эльфы), феминизм (наверное, самая сильная роль девочки в мировой литературе у Гермионы Грейнджер), религия, карьеризм, раскаяние и понимание самого себя. Это подано под интересным соусом и занятно. Причины популярности можно только предположить, но она есть - и это и есть литературная победа, знак качества. Только не надо сравнивать с Донцовой. Донцова популярна, не спорю, но только в рамках одного социума. И у нее нет монополии на жанр. Плохая литература настолько популярной не бывает никогда. На мой взгляд, в нулевые был спрос на магию, вызванный общим взрывом в те годы жанра фентези, в котором даже высоколобые интеллектуалы искали варианты. Идет это от Бредбери и Азимова (в международном плане) в России - от Стругацких. Попытка насытить научную фантастику социальным содержанием нащупала свой предел и вылилась в несколько направлений. С одной стороны - это Спилберг, который перешел от научной фантастики к ужасам и конспирологии. С другой стороны - это Фаулз, который решил внедрить фантастическое в реальность и интеллектуализировать, с третьей стороны - наследники Толкиена, которые начинали с иносказания, но в 90% случаев выродились в сказочников чистой воды. В детской литературе эти явления происходили с опозданием, поскольку она и строится на сказках и допущениях. Но постепенно понадобилось сделать сочетание фантастического и социального на новом фоне (современная жизнь плюс магия), было огромное количество попыток. Выстрелила Роулинг. У романа достаточное количество достоинств - он хорошо написан, нагружен взрослыми смыслами и намеками, есть и недостатки - разрывы сюжета, например. Тем не менее, книга крутая.