Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Стихи без рифмы имеют право на жизнь?

ОбществоЛитература+3
Владимир Караульных
  ·   · 14,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 31 дек 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Представьте, что вы подваливаете к архитектору и спрашиваете, имеют ли право на жизнь, например… арки.
У архитектора есть несколько стратегий ответа. Он может просто указать вам, что арки являются реальностью истории архитектуры, которую вы очевидно не знаете. С арками начали экспериментировать вскоре как начали строить из камня, и самым древним свидетельствам их существования 4-5 тысяч лет. Многие здания, которые у вас на слуху, имеют арки, и не перестают от этого быть зданиями. Кроме того, может показаться что арки являются чем-то редким и не имеющим отношения к тому, "где люди живут", но это впечатление создаётся только от того, что вы не идентифицируете большую часть арочных конструкций вокруг себя — в мостах, парках, скрытых и декоративных элементах и т.д. Вот я прямо сейчас смотрю за окном на портовый кран местной электростанции, и вижу в его конструкции элемент стрельчатой арки, который сильно отличается от того, с чем слово "арка" ассоциируется у неархитекторов. И тем не менее.
Или архитектор может сказать, что вопросы архитектуры никто кроме архитекторов не решает, потому что никто больше этим не занимается. Все, кому это нестерпимо — могут выкопать себе квадратных землянок, и всего наилучшего.
Так или иначе, если вы чувствуете, что этот вопрос звучит идиотски в архитектуре — поверьте, он звучит идиотски и для литератора.
2.
Большая часть поэзии западного канона нерифмована. Греция, Рим, Европа поздней античности и раннего Средневековья — не пользовались рифмой и воспринимали её чем-то несерьёзным, формой звукового каламбура, использовавшейся почти только в поговорках, комических куплетах и эпитафиях. Строго говоря, рифма широко проникла в Европу через арабов (одну из двух главных мировых рифмованных традиций, вторая китайская), разгонялась достаточно долго, и утвердилась только к новому витку классицизма, то есть одновременно с рококо и академической живописью — что уже должно настораживать — и так вошла в пакет имперского стиля. Всё, что выглядит в ней традиционным и подобающим — это следы аристократической придворной культуры, любящей дорогое, вычурное и сделанное, и которая продержалась всего около трёхсот лет, начавшись порабощением Нового света, и закончившись Первой мировой.
И да, иногда в этой культуре создавались удивительно красивые вещи. Но даже в свой самый пик рифма никогда не держала поэтической монополии: у большинства т.н. русских классиков (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет, Брюсов и т.д.) есть тексты белым стихом и верлибром. Тот же Пушкин предсказывал переход русской поэзии к белому стиху задолго до того, как это произошло.
Не говоря уже о том, что рифма это просто один из приёмов игры с созвучиями, которых как бы до хрена. Многие литературные традиции были построены чисто на аллитерациях и ассонансах, которые ничуть не проще. То, что на рифме именно в русской поэзии и именно за прошедшие полвека сошелся культурный крест — просто куриная слепота текущего времени. История знает тысячи таких эпизодов, они все прошли, литература двинулась дальше и чувствует себя нормально. Потомки о них или не знают, или воспринимают битвами, с какой стороны разбивать яйцо.
3.
Итого — если говорить о мировой поэзии, рифма была основной формой только в отдельных культурах или отдельных периодах отдельных культур. Если говорить о западной поэзии, рифма была её кратковременным увлечением, (неслучайно) совпавшим с периодом экспансии, и ушла вместе с ним. Если говорить о русской поэзии, то русская поэзия ненадолго стала рифмованной по западному влиянию, и перестала быть рифмованной по нему же.
Ко всему этому можно как угодно относиться, но это реальность литературы. Она установилась потому, что авторы так решили: одни выбирали рифму, другие нет. У этих выборов всегда есть непрямые взаимоотношения с традицией и цайтгайстом, но значительно более важные — с авторским видением себя и своей работы в контексте других авторов, прошлых и настоящих. В Китае рифмованная поэзия действительно традиционна, без липы, и модернистское крыло китайской поэзии — это авторы большей частью в изгнании. Для них связка с верлибром стала связкой с сопротивлением тирании. Подобный выбор несёт уже более чем стилистические последствия.
Так что в целом — вопрос рифмы и само предположение, что она может быть чем-то определяющим — демонстрируют и незнание материала (монолог Гамлета проходят в девятом классе), и не совсем адекватную попытку решать что-то по теме, для которой имярек ничего в жизни не сделал, и не несёт в отношении неё никакого риска.
Ну окей. Поэты продолжат писать так, как считают нужным.
Остальные могут выкопать себе рифмованную землянку.
2 эксперта согласны
Но, к слову, между первыми каменными кладками и первыми настоящими арками - несколько тысячелетий.
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше...  · 25 дек 2022
Чтобы убрать из поэзии стихи без рифмы, надо отменить половину всех стихов в истории от Гомера с Вергилием до Блока. Так что оставьте уж стихи без рифмы в покое, их тысячелетия сочиняют и столько же будут сочинять.
Агент/оператор службы поддержки  · 3 янв 2023
Любое творчество имеет право на жизнь. Если это не мешает вашей жизни или жизни других людей, то почему нет? Вам это нравится, а это значит, что для этого так же может найтись своя аудитория, если вам это важно! Существует отдел... Читать далее
Слежу за мобильными технологиями, немного...  · 3 янв 2023
Если вопрос не философского характера, то мой ответ: конечно, стихи без рифм имеют право на жизнь, но только в том случае, если в них даже без рифм присутствует определенная ритмичность. Такие стихи называются белыми. Ну а если... Читать далее
Борьба добра со злом всегда была ,есть и будет.
энергетика, ИТ, охота, стройка  · 1 янв 2023
Извиняюсь за резкость, но разве в наше время есть некий суд поэзии, что может принимать решения за всех людей на свете, какие им стихи писать позволено? И он определил от дня сего, и далее - что только текст рифмованный... Читать далее
Да пишите вы как вам хочется,только не выдавайте себя за больших поэтов.Потому что многие так делают,а так же... Читать дальше
Писатель, философ, художник, музыкант  · 2 янв 2023
Тут вопрос не в вопросе, а в лингвистическом казусе. Что такое "право на жизнь"? То, что родилось, имеет ли "право на жизнь"? Если родились стихи без рифмы, то ответ на это надо искать в предыдущем вопросе, а не в вопросе... Читать далее
Мы здесь немного поговорили на эту тему,но она все же немного нам раскрылась и обнаружила некоторые проблемы.Можно... Читать дальше
педагог, кандидат педагогических наук, учитель...  · 7 янв 2023
Рифма рифме рознь. Иногда, при отсутствии "внешней" рифмы фраза подчинена чёткому ритму, что делает её столь же организованной, как и формально рифмованную. А вспомните "белые стихи"?
Диванный) дипломированный филолог пишет о книгах...  · 7 янв 2023
Конечно, главное ритм, а не рифма. Игра слов, разного рода каламбуры, аллитерации, ассонансы. Вообще, безрифменный стих часто применялся в античной и европейской поэзии.