Религиозная ситуация в Афганистане вообще довольно-таки интересна.
В целом, в этой стране, занимающей центральное положение в регионе, имеет место удивительное переплетение культур, языков, этносов и, соответственно, религий.
Можно отметить, что абсолютное большинство жителей страны (≈98%) исповедуют ислам в той или иной его форме. Официально, приблизительно 80% афганцев приверженцы суннизма и 18%, соответственно, шиизма (большей частью эта ветвь ислама сконцентрирована в хазарейской и ирано-парсийской этногруппах).
Сунниты Афганистана в большинстве своем являются сторонниками фикха в изложении Абу Ханифы (т.н. Ханафитского мазхаба), который, в целом, довольно терпим, опирается на логику и факты, выверенные веками решения и принимает во внимание местные обычаи, не противоречащие шариату.
Движение Талибан (запрещенное в Российской Федерации) в свою очередь также официально придерживается именно ханафитского мазхаба ислама, однако среди его сторонников (довольно разрозненных и разнообразных, надо отметить) множество приверженцев суфизма (не практикующих паломничества к могилам авлия), а также тех, кто не выделяет особо ни одну из школ суннитского ислама и следует, что называется, «по наитию» отдельным положениям каждой из них.
Талибан в целом выдвигает тезис об объединении именно на общесуннитской платформе и следованию Сунне и Корану в принятии решений непосредственно. Также неукоснительно Движение выступает против противоречащих шариату обычаев, таких как печально известный бача-бази и культивации и употреблению психоактивных веществ.
Очень уважаемы среди талибов знатоки «пуштунвалай» — неписанных законов и традиций народности Пушту.
Ряд исследователей выделяет также такое понятие как «деобанди» — которое проще всего назвать исламским пуританством. Деобандизм был привнесен в афганскую среду пакистанскими исламскими партиями и довольно быстро распространился среди народа, тяготевшего к простым и ясным «классическим» формам ислама, отрицавшим любые нововведения. Во многом сторонники деобанди стали духовными ориентирами талибов.
Следует четко отметить, что и талибы, и простые афганцы довольно-таки далеки от того, что называется «салафизмом» и «вахаббизмом». Среднестатистический афганец назовет эти движения скорее экстремизмом и бида’а — «нововведением в религию».
Все талибы сунниты (ханафитский мазхаб). Да и вообще подавляющее большинство мусульман во всем мире относятся к у суннитам
Представителей другой ветки мусульман шиитов в Афганистане менее 10%