Интернет-исследования не работают специально со знанием о человеке. Но они сообщают нам много такого, что позволяет думать про человека иначе. Я приведу несколько примеров.
- Исследование антропологов Why we post и в целом исследования антрополога Дэниела Миллера, показывают нам человека, который обращается к объектам, чтобы быть субъектом вместе с ними. То есть быть собой, умело действовать, проявлять себя в мире людей и вещей. Когда Миллер изучал это на примерах супермаркетов, это было более или менее понятно — вроде бы там вещи, действительно, мы одеваемся определённым образом или обставляем кухню — и ощущаем себя человеком-в-худи или техничным домохозяином. Но про цифровые объекты раньше так не говорили, а Миллер показывает, что они вполне реальны: с определёнными приложениями или с аватаркой в соцсети мы ощущаем свою субъектность. Это звучит как обещание из рекламы, и конечно, не работает только в сторону улучшения и расширения себя, нередко отношения с объектами делают нас менее свободными или ленивыми.
- На мой взгляд, меняются знания о человеке, когда мы изучаем ботов, троллей и вообще действия людей и программ вместе. Дело в том, что различие человека и машины до сих пор часто описывается как чёрное/белое. Ну, как в Тесте Тьюринга: перед нами либо машина, либо человек. Но когда мы имеем дело с ботами, перед нами нечто третье. Бот говорит словами людей, и действует как люди. Но конкретное решение о том, как повести себя в разговоре не принимает живой собеседник перед вами. Его принимает программист и дизайнер, когда они разрабатывают бота. Но ведь и наши социальные привычки, которые заставляют говорить «пожалуйста» в ответ на «спасибо» — тоже не придумываются на ходу.
В этой теме интересные исследования делают микросоциологи, изучая, как человек общается с ботами, и как сейчас устроена граница человеческого (и не очень).
- Есть немало мелких открытий, которые пока в разработке. Например, как соотносится пользовательский опыт и условия, которые мы привыкли называть «социальными» — возраст, доход. Ведь теории «цифровых аборигенов» и «цифровых мигрантов» — не рассматриваются учёными всерьёз, а вот понять как-то связь разных видов опыта нам пока предстоит.
- Наконец, интересные вещи мы узнаём из интернет-исследований о нашей социальной жизни. Так, социологи Барри Веллман и Ли Рэйни говорят о том, что мы становимся «сетевыми индивидами», а привычное определение «групп» и «сообществ» теряет свою актуальность.
Для социологии это не новость, до всякого интернета похожую концепцию предлагал Георг Зиммель. Но сейчас они становятся частью метода, например, в сетевом анализе, и хотя ничего радикального нового мы из него пока не узнали, возможно, ещё узнаем.