Здравствуйте!
К трем-четырем годам ребенок должен четко формулировать свои мысли и строить распространенные предложения. Если малыш отвечает односложно, родители могут проводить игры на развитие речевого аппарата малыша.
Я предлагаю вам несколько простых и эффективных упражнений. Так как учить маленького ребенка очень сложно, то игровой формат он воспримет с удовольствием.
Кто быстрее?
Игра развивает внимание и логическое мышление.
Ставите перед ребенком цель – кто быстрее найдет предмет и назовет его, тот становится победителем. Например, надо найти в комнате круглые поверхности игрушек, мебели, столовых приборов и прочее. Называя предметы и описывая их характеристики, ребенок пополняет словарный запас.
Сундук сокровищ
Игра учит правильно произносить существительные и давать им характеристику.
Положите в ящик или стол несколько игрушек. Попросите посмотреть ребенка, что там находится и описать предмет. Например: «У меня машинка «Скорая помощь». Она белого цвета с красной полосой. Ее вызывают люди, когда болеют». «Я достал набор кубиков. Они твердые и разноцветные, на них нарисованы животные и птицы» и т.д.
Далее вы описывайте игрушку, а ребенок будет угадывать о чем идет речь.
Попробуй отыщи
Игра нацелена на работу с предлогами (в, на, под) и на концентрацию внимания.
Мама с дочкой устроили игру в прятки. Малышка схоронилась в шкафу и не подает никаких звуков, тихонько сидит. Мама ищет ее со словами: «Может (имя дочки) спряталась в бельевой корзине? Ее там нет. А может она под кроватью? Опять мимо. А может на кровати под одеялом? И тут ничего. Нашла! Ты оказывается была в шкафу!
Поезд
Цель игры – развитие слуха.
Создайте импровизированный поезд с вагонами и головой состава из обувных коробок, соединенных между собой проволокой. Скажите малышу, что поезд поедет только с теми предметами, которые начинаются на букву «м», «н» и так далее. Ребенок находит игрушки на нужную букву и складывает в вагоны, предварительно озвучив название.
Незнайка
В хорошую погоду ребенку трудно усидеть дома. Ему хочется на детскую площадку, где можно побегать, покататься с горки, качаться на качелях. Но и здесь вы сможете не прекращать занятия по развитию речи, мышления и памяти. Соберите команду из детей, играющих на площадке. Выберите «незнайку», который будет задавать вопросы, а дети – на них отвечать. Например: «Что такое яблоня?» Ответ – дерево. «Где растут огурцы?» (На грядке). «Где живут зайцы?» (В лесу). «Для чего нужна пожарная машина?» (Тушить огонь) и т.д. Таким образом вы достигаете своей цели и еще учите малыша работать в команде и социализироваться.
Много или один
Смысл игры заключается в том, чтобы научить малыша правильно использовать единственное и множественное число. Положите цветные картинки с изображением одного предмета и несколькими рисунками того же вида.
Покажите их малышу и спросите: «Сколько машин в моем гараже?» Отвечайте: «В моем гараже три машины, в твоем одна». Подбирайте рисунки таких предметов, чтобы во множественном числе у них менялось окончание. Например: нога – ноги, шина – шины, лапа – лапы и т.д.
Лошадка
Для правильного произношения букв Р, Ш, Л и Ж необходимо проводить ежедневные занятия. Ребенок должен клацать язычком, показывая как скачет лошадка и как она стучит копытами.
Представленные упражнения очень просты в применении, они заинтересуют ребенка и он с удовольствием будет выполнять правила, быстро осваивать увиденное и услышанное. Так как развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики, то игры с предметами помогут развить моторику малыша.
С уважением, Ирина Дьяченко,
Автор Академии Любознательности