Здравствуйте!
Кроме общеучебных умений, над развитием которых работают преподаватели, есть ещё те навыки, которые младшим школьникам должны прививать родители. Они помогают как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.
Важно развивать:
- Желание учиться. Развитие познавательного интереса – естественный процесс, заложенный природой. Поэтому родителям предстоит только подпитывать этот интерес, поощрять любопытство. В первую очередь, это достигается правильной подачей информации, а также использованием эвристического метода обучения. Такой подход предполагает, что знания не преподносятся ребёнку как последняя истина в готовом виде. Ученику предстоит самому сделать этот вывод, получив важный опыт. Один из способов подогреть познавательный интерес школьника – вместо энциклопедии предложить ему провести опыт. На сайте Академии Любознательности есть целый раздел с экспериментами для детей – https://academy-of-curiosity.ru/category/okruzhayushhij-nas-mir/eksperimenty-i-opyty/
- Творческое мышление, оно же креативное или нешаблонное. Очень полезны в этом смысле настольные игры на воображение, а также творческие занятия. Помогут в развитии словесные игры, направленные на поиск общих свойств в, на первый взгляд, совершенно разных предметах. Это даёт возможность посмотреть на окружающие предметы под непривычным углом.
- Логика. Логический подход предполагает способность к обобщению, рассуждению, нахождению причинно-следственных связей. В будущем это поможет при осмысленном, взвешенном принятии решений, а также в быстром освоении программы по математике в начальных классах.
- Пространственное мышление. Оно необходимо не только на уроках геометрии и черчения в старших классах. Оно также требуется при решении математических задач, на рисовании, а также для простой ориентации в пространстве. Вам будет значительно проще отправлять школьника в школу, зная, что он прекрасно помнит дорогу до дома, а также умеет ориентироваться в сложных ситуациях.
- Коммуникативные навыки. Иногда самый общительный дома ребёнок замыкается в школе со сверстниками и теряется у доски. Очень важно научить договариваться, уступать и, напротив, убеждать, выступать публично.
- Умение работать с информацией. Чем старше ребёнок, тем больше на него сваливается информационных потоков, с которыми нужно научиться работать: отсеивать ненужное, выделять важное, классифицировать, а также уметь находить при необходимости или заучивать наизусть. Учить работать с информацией нужно еще с раннего детства и на своем примере, когда у ребёнка возникает сто вопросов «Почему». Если вы не знаете ответ, скажите ребёнку об этом честно, а затем предложите поискать ответ вместе.
- Тайм-менеджмент. У школьника много дел: занятия, уроки, дополнительные кружки, а ещё нужно успеть поиграть и сходить в гости. Как это всё успеть в течение дня? Научите ребёнка приёмам самоорганизации, помогите с планированием дел, у него точно всё получится!
- Самостоятельность и навыки самообслуживания. Посещение школы диктует свои правила, и от ребёнка требуется всё больше контроля за своими действиями. Так ему нужно заботиться о сменной обуви, не забывать положить в рюкзак краски, если по расписанию рисование, и помнить о многом другом. Если дома ребёнок во многом может положиться на родителей, то в школе он может оказаться беспомощным. Поэтому, самое время научить его базовым навыкам самообслуживания: разогревать еду на плите или в микроволновке и мыть за собой посуду, следить за одеждой (грязное в стирку, чистое в шкаф), собирать рюкзак, подготавливать уличную и сменную обувь, рассчитываться на кассе и ходить за покупками.
- Человечность, справедливость, добро и другие нравственные качества. С точки зрения качеств характера можно говорить о лидерстве, упорстве или о целеустремленности. Конечно, это полезные навыки, но они не универсально подходят всем детям. Не все из нас лидеры – и это нормально. При развитии нравственных черт лучше делать упор на универсальные, вечные, такие как гуманизм, любовь к ближнему. Они точно будут опорой школьнику, и не только в начальной школе, но и в течение всей жизни.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»