Один из важнейших фильмов советских шестидесятых "Человек идет за солнцем" Михаила Калика буквально и фигурально демонстрирует детскую точку зрения в кино. Главный герой картины, шестилетний мальчик Санду, решает пойти вслед за солнцем, чтобы обогнуть весь земной шар. Мы видим мир его глазами, через цветные фильтры стеклышек, а иногда вверх тормашками как и он (во время игры в мяч).
У мальчика есть волшебная сила - во сне он возвращает одному из героев потерянные на войне ноги. Финальная сцена фильма знаменует рассвет – новый день, воскресение солнца и жизни. Калик опровергает крылатое выражение Кокто «Кино показывает смерть за работой» с помощью реверсирования в композиции фильма. Мальчик с здоровым героем вместе идут к белому кругу – свету, вслед за ними на многочисленных грузовиках к горизонту отправляются все остальные персонажи, повстречавшиеся герою в его путешествии.
Последнюю машину ведет сам мальчик, рядом с ним сидит молодой отец с новорожденным ребенком (со встречи с ним началось путешествие мальчика утром в начале фильма). Вместе они едут навстречу свету. Таким образом, длительность фильма измеряется оборотом земли вокруг солнца, жизненным циклом человека – от рождения до смерти.
По оценке редколлегии журнала «Искусство кино», фильм занял второе место в четверке лучших фильмов 1962 года (на первое место поставили «Девять дней одного года» Михаила Ромма, на третье – «Когда деревья были большими» Кулиджанова, на четвертое «Иваново детство» Тарковского). Однако картину долго не выпускали в прокат, а ЦК КП Молдавской ССР обвинил режиссера в подражании Западу. Первый секретарь ЦК КП Молдавии Бодюл, друг Брежнева, говорил о фильме так: "Человек идет за солнцем, а что он видит? Он видит сущую ерунду, а не наши советские достижения". А его заместитель, осуждая фильм, произнес легендарную фразу: "Раз человек идет за солнцем – значит, он идет на Запад!" В этом обвинении была доля правды: сам Калик говорил, что в его картине есть влияние импрессионистов, Матисса, Экзюпери.
Музыка к фильму, написанная Таривердиевым, была на редкость модернистской, с элементами джаза. Но фильм все-таки вышел в прокат!
Обожаю, когда ты рассказываешь про 1960-е, Аня!
Не могу не напомнить про «Шестое чувство» :)
"Кролик Джо Джо" - Кино, кторое необходимо показывать в школах! Повествование идёт от лица мальчика и описывает его отношение к происходящему в Германии после прихода Гитлера к власти.