Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём была новизна операторского подхода на рубеже 1960-х и 1970-х, и кем были эти операторы?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
  ·   · 3,4 K
искусствовед, кинокритик, пишу рецензии для...  · 4 авг 2021

Новое американское кино 1970-х годов сформировалось под огромным влиянием европейского кинематографа послевоенных десятилетий. Профессионалы, определявшие лицо "Нового Голливуда", сформировались и выросли на лентах Годара, Трюффо, Феллини, Бергмана, Куросавы. И, самостоятельно занявшись кино, начали копировать, а позднее развивать их приемы, элементы стиля, повествовательную манеру.

Иногда они вовсе привлекали к работе над своими картинами профессионалов из Европы - например, "Апокалипсис сегодня", один из иконических фильмов эпохи, снимал великий итальянский оператор Витторио Стораро, мастер яркого цвета и контрастного освещения. Он же до сих пор остается постоянным соавтором Вуди Аллена, ключевой фигуры американских семидесятых.

В целом же стиль и манеру "Нового Голливуда" определяли не только режиссеры-новички и радикалы, но и операторы, готовые к экспериментам и смелым решениям. Переехав в Америку, Роман Полански принялся за работу над "Ребенком Розмари" с молодым и дерзким художником Уильямом Фрейкером - а тот, в свою очередь, создал характерный стиль фильма, смесь фарса и экспрессионистского ужаса, фантастики и карикатуры на примитивный быт. Именно Фрейкер снял злодеев-сатанистов как провинциальных актеров варьете, а с помощью движущейся камеры и смелого использования линз и объективов превратил сцены сновидений в настоящие произведения визуального искусства.

Самым же значительным оператором эпохи стал Уиллис Гордон. Коллеги прозвали его "князем тьмы" - имея в виду не только сходство Гордона с графом Дракулой, но и его мастерство съемки с минимумом осветительных приборов, любовь к выстраиванию сложнейших партитур теней. В своих самых ярких работах - "Крестном отце" Копполы и "Энни Холл" Вуди Аллена - он задал стандарт создания на экране напряженной, мрачной и нервной атмосферы. Никто не превзошел Гордона в этом сложнейшем деле - и, наравне с новыми темами и новыми лицами, благодаря этому мастеру Новый Голливуд остался в истории еще и как эпоха мрака, барочного контрастного освещения и узнаваемого, завораживающего "ночного" стиля.