«Новыми тихими» называют поколение режиссеров авторского российского кинематографа середины нулевых — начала 2010-х годов, картины которых объединяет пессимистичный взгляд на российскую действительность, фиксация распада межличностных связей (в особенности — семейных), недоверие к государственным институтам и констатация бессилия в попытках что-либо изменить. К «Новой волне» отечественного кинематографа относят Василия Сигарева («Волчок»), Бориса Хлебникова («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»), Андрея Звягинцева («Возвращение», «Елена»), Алексея Попогребского («Как я провел этим летом»), Игоря Волошина («Я»), Павла Бардина («Россия 88»), Бакура Бакурадзе («Шультес», «Охотник»), Николая Хомерики («977», «Сказка про темноту») и других. Эпитет «тихие» режиссеры получили в силу отсутствия четкой программы, внятного художественного заявления и авторской позиции в картинах. В фильмах «новых тихих» констатируются проблемы и моральная деградация общества, экзистенциальный кризис отдельного героя или героини, но никакого решения, никакой надежды на выход из сложившейся ситуации не предлагается. Фильмы, снятые в блеклой цветовой гамме, с ослабленной фабулой и отсутствующим катарсисом демонстрировали растерянность молодого поколения перед новой уже не постсоветской, но российской действительностью, влачащей за собой груз замалчиваемого и неотрефлексированного прошлого. Несмотря на международный фестивальный успех «новых тихих» в России такое кино оказалось не востребовано коммерчески. Во многом по этой причине (а также из-за смены политического курса в отношении кинематографа) многие режиссеры, причисляемые к волне нового российского кино, были вынуждены уйти в крупные продюсерские проекты («Ледокол» и «Девятая» Н. Хомерики) или на телевидение (сериалы «Ольга» и «Физрук» И. Волошина).