Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему фильм «Матрица» так важен для своего времени?

КиноИстория кино+1
Ира Марголина
  ·   · 1,5 K
Первый
Режиссёр, кинокритик, младший редактор раздела...  · 19 авг 2021

На рубеже веков «Матрица» Вачовски ознаменовала переход голливудских блокбастеров к той форме глобализированного, мирового развлечения, которую они имеют сейчас.

На сценарий этого суперхита в жанре киберпанк повлияла в реальной степени западная и восточная культура. С одной стороны, это были голливудские экранизации американских писателей-фантастов: от «Бегущего по лезвию» по Филипу Дику до «Джонни-мнемоника» по Уильяму Гибсону. Из них создатели «Матрицы» позаимствовали антиутопическое видение будущего, в котором технологический прогресс достиг такого пика развития, что окончательно обесценил саму человечность. Кроме того, для всей съемочной группы «Матрицы» обязательным чтением режиссёры назначили труд «Симулякры и симуляция» французского философа Жана Бодрийяра, где тот задается вопросом, насколько реально само общество, внутри которого мы существуем.

С другой стороны, вдохновением для Вачовски послужила научно-фантастическая японская анимация. Это, в первую очередь, аниме «Призрак в доспехах» и «Акира» — пожалуй, они повлияли на визуальную сторону «Матрицы» даже больше, чем игровое кино. Именно сверхдетализированные кадры «Призрака в доспехах» Вачовски показали продюсеру и заявили, что «хотят снять то же самое, только взаправду». Из фантастического боевика «Акира» Вачовски взяли идею снимать экшен-сцены, не думая о законах физики и не подчиняясь натуральному течению времени. В отличие от анимации, до них в игровом кино так никто не мыслил.

Микс культур — это не только содержательный принцип «Матрицы», но и идея, проникающая во все её художественные аспекты. Возьмем кастинг: главные герои — это белая женщина (Тринити), чернокожий мужчина (Морфеус) и главный герой смешанной расы (Киану Ривз, играющий Нео, на четверть азиат). То же самое касается и постановки беспрецедентно зрелищных экшен-сцен. Они одновременно использовали последние наработки голливудской компьютерной графики и аналоговые спецэффекты из гонг-конгских боевиков — воздушно-рукопашного жанра «вайр-фу» (от слов «вайр», т. е. трос, и «кунг-фу»).

Выйдя в прокат, «Матрица» стала большим хитом практически во всем мире, а также одним из самых успешных на родине фильмов со взрослым возрастным рейтингом. Тем самым это кино доказало, что блокбастеры не обязаны ориентироваться на широкую семейную аудиторию, а могут развлекать взрослых, поднимая серьёзные философские темы вроде гипотезы о симулированной реальности и переменчивости самоидентификации в мире завтрашнего дня.

Первый
Работаю на оборонку  · 13 июл 2021

Он показал миру реальность виртуального мира и плюс какие были  мощи по технологиям они это тоже хотели донести и показать людям как наш мир двулик