Автор курса "Школа кинозрителя", журналист... · 28 сент 2021
Постмодернизм – обширное понятие, которое затрагивает социальные, философские и культурные аспекты. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое постмодернизм?», можно написать целую книгу. Чаще всего, когда говорят о постмодернизм, подразумевают один из приемов – использование и переосмысление классических форм. Чтобы понять смысл, который закладывает автор, важно знать произведение, к которому он отсылается. Так рождается «второе дно произведения». В литературе это называют интертекст, когда текст строится из цитат, изначальный источник которых влияет на смысл произведения.
Сцены в "Добро пожаловать или..." обретают сатирический смысл именно в сопоставлении с советской реальностью, являются по сути отсылками на нее
Советское кино много работало с выразительной частью, но чаще всего за контекст бралась реальность, о которой нельзя было говорить на прямую. Поэтому такие фильмы как «Айболит 66» или «Добро пожаловать или...» взяв за форму детское кино на самом деле были серьезной социальной сатирой. Это еще одно свойство постмодернизма – игра с формой. Когда клише и привычные формы жанра «выворачиваются на изнанку» и используются с целью авторского выражения. Это отличительная черта многих современных режиссёров. Наиболее ярко и открыто этот прием использует Пон Джун-хо. Его «Паразиты» по форме – комедия положений, а по содержанию и высказыванию социальная драма. Такой контраст между формой и содержанием придает дополнительную остроту. «Воспоминание об убийстве» – детектив по структуре, но на этом материале автор исследует вопрос человечности и по сути снимает драму.
В «Воспоминание об убийстве» в фокусе расследование, которое ведет режиссер со зрителем. Он собирает улики за и против героя и предлагает зрителю в конце самому вынести вердикт
Что касается Тарантино то его постмодернистская манера выражается в том, что для материала он использует поп-культуру. Его фильмы – это жанровые и визуальные отсылки, которые чаще являются формой и мало влияют на содержание. Как писала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда…». Так и Тарантино строит свои фильмы из дешевых бульварных романов, комиксов, явлений поп-культуры. Это создает его стиль повествования и язык. Вот только идея и смысл автора находятся над формой. Во всех фильмах режиссера прослеживается идея силы творца, как религиозного, так и творца, как автора. От сюда его свободное обхождение со временем в повествовании и историческими фактами. За счет нелинейного повествования Тарантино позволяет себе «оживлять» ранее убитых персонажей или менять ход истории. Он создает собственный мир не по классическим, а по его, авторским канонам.
Сцена на ранчо заявляет Клифа как героя вестерна, его проход - типичная сцена "въезд хорошего парня в город, где царит беззаконие". Вся сцена в доме его друга - триллер. Все это формирует определенные ожидания у зрителя. И Тарантино, как умелый режиссер, играет с этими ожиданиями
Поэтому его последний фильм «Однажды в… Голливуде» (и предпоследний, если верить неоднократным заявлением режиссера, что он намерен выпустить строго определенное количество фильмов) так концентрируется на форме и отсылках. Именно в «Однажды в… Голливуде» Тарантино максимально работает с жанровыми клише, формируя через них наше представление о героях, играя с ожиданиями зрителей. Он выстраивает свои фильмы не только учитывая намеренность своего зрителя, но и все, что зритель ждет именно от его фильмов. В «Однажды в… Голливуде» он не развлекает зрителя, а говорит с ним на равных, ожидая от него такого же уровня увлечения эпохой и поп-культурой, как и у самого автора. Поэтому «Однажды в… Голливуде» – это концентрированный Тарантино и хороший образец постмодерна в современном кино.
кинодокументалист, редактор, архивариус · 19 сент 2021
мне кажется, что ответ на вопрос "что такое постмодернизм" (в кино) надо искать - в первую очередь - в советском кинематографе 60-70-80-ых годов.
абсолютно идеален в этом смысле, скажем, фильм Ролана Быкова "Айболит-66" (игры... Читать далее
Историк-религиовед, преподаватель истории и общест... · 20 сент 2021
Ответить, что это такое в одном комментарии не выйдет, слишком сложно понятие. Постмодерн подразумевает в том числе, наличие симулякров. Тарантино снял не цельный фильм в классическом варианте, а набор историй, зачастую не... Читать далее
Жив и ладно.
Психолог по диплому.
Увлечения:... · 19 авг 2021
Начнём с того, что многие философы и просто критики-мыслители считают, что модерн - был последней эпохой в искусстве. Почему так? Если кратко, то постмодерн не приносит чего-то нового, а лишь эксплуатирует старое, называя это... Читать далее