Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое некрореализм? В чём его специфика?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
  ·   · 1,0 K
Киновед, доцент кафедры драматургии и киноведения...  · 14 сент 2021
Вопреки мрачному названию, некрореализм — одно из течений параллельного кино, во главу угла ставившего веселый анархизм (как отрицание любых правил и норм). Некрореалисты отказывались не только заниматься творчеством, но и жить в законсервированной советской системе. Первые протесты против постылой реальности группа молодых художников во главе с Евгением Юфитом проводила в виде перформансов. Идея их была заключена в провокации homo soveticus'а (человека советского): в общественных местах некрореалисты начинали вести себя вызывающе, при этом формально не выходя за рамки закона (некрореалисты раскидывали лопатами снег, имитируя уборку; устраивали повешение манекена в парке; разыгрывали сцены, где одетые в больничные халаты «врачи» били своих «пациентов»). Идея снимать фильмы возникла исключительно из практической необходимости записи перформансов. Некрореалисты не относились к кино как к искусству, отчасти именно поэтому смогли превнести в поэтику своих работ нечто новое и современное. Концептуально некрореализм демонстрировал двойственную природу искусственного в его противопоставлении естественному. Искусство и мертво (некро), и живо (реализм). Пограничное состояние «неживого» особенно остро интересовало участников группы, отчего родился конструкт «нетрупа» (также не живого и не мертвого). В социальном контексте такими «нетрупами» были все советские граждане, которые жили как бы по инерции, без собственной воли. На кустарно организованной студии «Мжалала-фильм» некрореалисты сняли такие знаковые короткометражные фильмы «параллельного кино» как «Лесоруб» (1984), «Санитары-оборотни» (1984), «Весна» (1987), «Мужество» (1988) и «Вепри суицида» (1988). Международное признание группы некрореалстов как андеграундных художников и внимание отечественного киносообщества (в частности — Александра Сокурова) позволило Евгению Юфиту развивать идеи некрореализма в полнометражных работах («Папа, умер дед мороз», «Деревянная комната», «Убитые молнией» и другие). Со сменой формата фильмов усложнялась и их структура, углублялось исследование пределов человеческого и кинематографического.