«Параллельное кино» - авангардное направление постсоветского кинематографа, существовавшее параллельно с официальным, студийным кинопроизводством (откуда и название). Появление «параллельного кино» стало возможно благодаря итогам V Съезда Союза кинематографистов и развитию техники — в конце 1980-х интересующиеся кино могли вскладчину приобрести минимально необходимое оборудование для съемок и создавать свои фильмы на базе появившихся секций и кружков кино- и фотолюбителей.
Представители направления, или «параллельщики» зачастую не имели профильного кинообразования и никогда не работали в государственных киноинституциях. Принципиальный отказ от общепринятого понимания всего, что касается кино, к примеру, что кино — это искусство, а режиссер — автор, а также отрицание классических принципов сюжетостроения, композиции кадра и монтажа, привел к мощнейшему толчку в развитии киноязыка и возможности свободного самовыражения. К ярчайшим представителям «параллельного кино» относят некрореалистов во главе с Евгением Юфитом, группу «Че-паев», братьев Алейниковых, режиссера анимационного кино Ирину Евтееву и многих других. Не имея возможности демонстрировать свои работы в рамках прокатной системы, представители «параллельного кино» организовывали полуподпольные показы и кинофестивали. Самиздат «Сине-фантом», появившийся в ответ на острый запрос обсуждения творчества «параллельщиков» в прессе — первый независимый киножурнал постсоветского пространства.